Бездарный художник стал величайшим фальсификатором XX века

26 января 2023 22:00
1569.jpeg

Величай­шим поддельщиком живописных полотен прошлого века признан венгр Элмир де Хори. С его авторскими картинами жители России также знакомы. Ведь в Санкт-Петербурге уже в нашем веке впер­вые прошла его выставка.

Талант - во всем

Родился он в 1906 году в Будапеште предположительно в аристократической семье, но точно установить это невозможно. Слишком уж многими именами он себя н­зывал: Элмир де Хори, фон Хори и Херцог, Луи Кассу и Дори-Бутэн. И во всех них просвечивает блеск поддельного шедевра.

Ве­ликому фальсификатору шёл уже седь­мой десяток, когда его по обвинению в участии в преступном сообществе, целью которого было изготовление и продажа поддельных живопи­си, и посадили.

Однако, как ни крути, он был талантлив. Хори подал обжаловал приговор и смог убедить вышестоящий суд, что он - просто интерпретатор, подражатель и копиист великих современных художников, поклонник модернистов. А его страстью воспользовались плохие люди. Его от­пустили уже через два месяца.

Украсть миллион просто - сами дадут

Юность Элмира про­шла в Париже. Там он учился живописи у Фернана Леже, но больших надежд не по­давал. Хотя ему удалось выставить в галере­ях несколько работ, их никто не купил. На­чинающий художник не очень огорчился.

По семейным обстоятельствам в 1932 году он вернулся на родину, и почти сразу был заключён в тюрьму фашистским режимом, а потом отправлен в концлагерь. Имущество семьи было конфискова­но.

Однако судьба хранила Элмира - ему удалось бе­жать назад в Париж. С этого момента как раз начинается самая захва­тывающая часть его жизни. Сначала Хори влачил там жалкое существование. Денег не было, потому что его картины никому не были нужны. Будущее бедному художнику представлялось ужасным.

Вдруг подвернулся случай, оп­ределивший всю дальнейшую весёлую жизнь. В мастерскую забрела богатая англичанка и купила один из рисунков Хори, приняв его за работу Пикассо. Заплатила она целых 40 долларов! А потом Элмир случайно узнал, что его работы «Пикассо» был перепродан дилеру уже в три раза дороже!

Недоучку осенило! Запасшись пачкой довоенной бума­ги, он отправился в путешествие по столицам. Хори останавливался в самых дорогих отелях и вёл аристократическую жизнь, рисуя по утрам за чашкой кофе «шедевры», которыми расплачивался за пребывание в апартаментах. Хватило вырученных средств и на билет в Америку.

Элмир поехал просто пови­дать мир, но прожил там целых 11 лет. Попытки продавать собственные работы всегда закан­чивались неудачей. Хори ре­шил дальше не испытывать судьбу и полностью сосредоточился на изготовлении подделок, интерпретируя в ос­новном графику импрессионистов и постимпрес­сионистов.

Непостижимым об­разом ловкачу барону де Хори, как он представлялся, удалось завести знакомства с американской элитой: нефтяными магнатами, банкирами и кинозвёздами. Им-то он и продавал свежие «шедевры».

Рождение номер 2

Наглость Хори не знала гра­ниц. Ему удалось продать даже официальному представителю Пикассо в Нью-Йорке ряд фальшивок под великого испан­ца и прекрасно этим заработать. А Пикассо в это время работал в Париже и не подозревал о существовании двойника.

Потом мисти­фикатору пришла идея предложить работы "великих мастеров" крупнейшим музеям и галереям Амери­ки. В выставочных залах не по дням, а по часам росли коллекции рисунков, гуашей, акварелей и небольших картин маслом Пикассо, Матисса, Шагала, Модильяни, Ренуара, Дега, Дёрена, Брака, Боннара, Дюфи, Вламинка...

Солидные музеи и частные коллек­ции обогатились 70 «шедеврами» французской живописи, а также огромным количеством рисунков и акварелей. И всё ему сошло с рук! Зато в его руках появилось настоящее богатство.

Хори вернул­ся в Париж очень бога­тым, но хотел быть ещё богаче. Во Франции было труднее работать на стезе фальсификатора, поэтому Элмир вступил в сговор с двумя дилера­ми. Они удостоверяли подлинность ра­бот и даже смогли под­писать несколько поддельных рисунков у настоящих авторов!

Раскрылась афёра в 1968 году из-за банальной жадности членов разрос­шегося преступного синдиката. Несравненно более высокие цены за живопись, чем за графику, соб­лазнили их на создание больших полотен Шагала и Матис­са. Однако в отличие от гуашей и аква­релей, которые быстро высыхают, для живописи требуются годы. Обнаружить обман в этом - намного проще.

Разразился грандиозный скандал! Уважаемый и авторитетный любитель искусства ока­зался мошенником мирового масштаба. Сколько фальшивых "шедевров" он изготовил, до сих пор неизвестно. В крахе предприятия не было вины Хори. Если бы не жад­ность сбытчика фальшивок Фернана Легро, и если бы Шагал случайно не пришёл на вернисаж в нью-йоркскую галерею, то вероятно никто никогда бы не узнал о великом фальсификаторе Элмире де Хори.

Зато проснулся знаменитым

Всех участников аферы посадили за решётку, затоа после освобождения Хори стал знаменит. А романтической историей сразу заинтересовались в Голливуде и сняли о Хори фильм «Как украсть миллион». О нём пи­сали книги и статьи, снимали документальные фильмы...

В одном из них есть эпизод, когда де Хори прямо перед камерой выдаёт «рисунок Модильяни»: «Вы видели когда-ни­будь такого хорошего Модильяни? - смеётся имитатор. - Если бы я не сказал вам, чья это работа, вы бы сами догадались?..»

И Хори продолжал рисо­вать под всемирно известных матиссов, но подписывался теперь своим именем: вот-де какой я честный!

Он умер в 1979-м, а в 1990 году состоялся специальный аукци­он шедевров де Хори, на котором цена имитации достигала семи ты­сяч фунтов. Иметь в частной кол­лекции что-нибудь от венгерского барона стало в среде ценителей живописи своеобразным шиком.

Элмир де Хори оставил пос­ле себя около тысячи листов гра­фики и картин, сумма от продажи которых в США, Европе и Японии исчисляется более чем сотней мил­лионов долларов! И, вероятно, не­раскрытые «шедевры» от де Хори и по сей день украшают стены мно­гих европейских и американских музеев.

Незадолго до смерти великий мистификатор создал необычный альбом своих произведений, на­звав его «Hommage а...», пред­ставляющий собой 15 литографий: Дюфи, Вламинк, типичный Моди­льяни, вылитый Пикассо, очень и очень неплохой Матисс... Плюс два оригинальных де Хори - уди­вительного, поразительного, ве­ликолепного мастера фальсификации и непревзойдённого подражателя.

Семен Панин

Встройте Главную тему в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Одноклассниках...

Популярное