План превращения айсбергов в авианосцы во время Второй мировой войны

01 марта 2020 15:00

В 1942 году британские корабли столкнулись с серьезными угрозами со стороны немецких подводных лодок. Запасов было мало, и немецкие подводные лодки уничтожали британские суда снабжения, не давая им добраться до конечного пункта назначения.

Британские самолеты обеспечивали эффективное прикрытие для кораблей снабжения, но были ограничены в расстоянии, на которое они могли путешествовать по открытому океану без необходимости приземляться и дозаправляться.

Морские авианосцы были необходимы, чтобы предоставить самолетам место для приземления, но строительство традиционных авианосцев требовало больших ресурсов, особенно стали, которых уже было мало.

Идея Пайка

Джеффри Пайк был британским изобретателем, в то время работавшим в штабе объединенных операций под командованием лорда Луиса Маунтбэттена. Сначала он был назначен для работы над проектом "Плуг", целью которого было создание элитных боевых сил, способных сражаться в суровых зимних условиях снега и льда. Затем Пайк обратил внимание на проблему морского десанта.

Он проконсультировался с Максом Перуцем, биологом австрийского происхождения, который ранее занимался изучением ледников, и вместе они разработали план создания авианосцев, которые не облагали бы налогом и без того напряженные ресурсы Британии.

  • Пайк предположил, что авианосцы могут быть сделаны из выдолбленных айсбергов, которые будут долговечными, плавучими, простыми в изготовлении и легко ремонтируемыми в случае повреждения противником.

Пайк озвучил свое решение Маунтбэттену, который предложил эту идею Уинстону Черчиллю. Он одобрил эту идею, присвоив ей кодовое обозначение Project Habakkuk, отсылка к библейской книге Habakkuk:

"… будь совершенно поражен, потому что я собираюсь сделать в твои дни что-то, во что ты не поверишь, даже если тебе скажут".

Не все шло гладко

Сначала проект Habakkuk казался безнадежным делом. Хотя лед был сильным, он был слишком хрупким, чтобы выдержать собственный вес, и легко терял форму под давлением. Лед также тает, что потребовало от Пайка разработки сложной системы охлаждения, которая непрерывно прокачивала хладагент по всему носителю, чтобы сохранить его в замороженном состоянии.

Тем не менее, Пайк затем создал смесь древесной массы и льда (материал пайкерит), которая была более прочной и податливой, чем лед.

Древесная масса создавала изолирующую оболочку вокруг материала, который оказался устойчивым к пулям и артиллерийскому обстрелу.

С этим новым открытием они решили построить прототип пайкерита в озере Патрисия, Альберта, чтобы проверить эффективность на крупномасштабной модели. Тем не менее, даже с новым открытием план все еще сталкивался с большими проблемами.

Прототипу требовалась постоянная система охлаждения. Несмотря на то, что пайкерит сделал прототип более прочным, чем лед, он также требовал гораздо большей изоляции.

Сталь все еще была бы необходима для изоляции носителя, что привело бы к потере большего количества ресурсов и сделало бы его еще более дорогим, в то время как увеличенный размер сделал бы авианосец медленным и трудным для маневров.

Во время войны древесины также не хватало, а строительство авианосца из пайкерита негативно сказалось бы на производстве бумаги.

Как бы хорошо это ни звучало на бумаге, прототип доказал, что он слишком непрактичен для реализации, и Пайк и его команда в конечном итоге были вынуждены отказаться от этой идеи. Британцы обратили свое внимание на более практичные проекты, а останки прототипа до сих пор лежат под дном озера Патриция.

Фото: vseotankah.life

Диана Гаврилова

Встройте Главную тему в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Одноклассниках...

Популярное