Как мы решаем, вернуть кошелек или нет

21 июля 2019 18:03

Кошельки - весьма частная находка в больших городах, и для многих людей правило «что упало, то пропало» в их отношении незыблемо. Но есть ли какие-то научные данные касательно того, как мы решаем, оставить или вернуть хозяину пропажу? Благодаря ученым из Мичиганского университета - есть!

Подготовка к исследованию

Для эксперимента группа ученых провела тесты в 40 странах, включая Россию, суммарно охватив 350 городов. Исследование провела команда специалистов Мичиганского университета, помогали им сотрудники швейцарского Универстита Цюриха. Суть проекта заключалась в поиске фактора, который можно было бы назвать значительным при решении вопроса о возврате кошелька.

Специалист-доброволец притворялся прохожим, который нашел кошелек. Он подходил к случайно выбранным людям и просил помочь: мол, лично связаться с владельцем кошелька не могу (нет времени), а вернуть надо. Внутри кошелька случайный подопытный находил контактные данные (визитную карточку) и опционально - ключи, а в плане денег варианта было три:

  • пустой кошелек;
  • кошелек с незначительной суммой (около 13 долларов);
  • кошелек со значительной суммой (около 100 долларов).

Разумеется, валюта была местной, просто для удобства в итоге считали в долларах.

Итоги: больше денег - больше шанс возврата

Результаты эксперимента оказались весьма неочевидными: чем больше денег лежало в кошельке, тем больше людей в итоге возвращали потерянное хозяину. Данные распределились следующим образом:

  • пустой кошелек - возврат в 40% случаев;
  • кошелек с незначительной суммой - возврат в 51% случаев;
  • кошелек со значительной суммой - возврат в 72% случаев.

Интересно, что две страны опровергли общую тенденцию - в Мексике и Перу кошелек с большой суммой возвращали реже. А лучший процент возврата таких кошельков показали Британия, США и Польша - те самые 72%. Россия в рейтинге в верхней трети - россияне возвращают кошелек без денег примерно в 47% случаев, а с деньгами - в 58%.

Ученые сообщили, что такие результаты объясняются условиями жизни в разных странах. Чем более развита страна, тем более развито и общество, так что людям просто неприятно ощущать себя грабителями, и поэтому сиюминутная выгода не прельщает их, а вот возможность поступить правильно - вполне. Чувство нравственного возвышения - вполне достойная награда для людей, живущих в развитых странах, отметили психологи.

Также ученые обнаружили интересную закономерность - если в кошельке лежали ключи, то процент возврата вырастал на 9,2. Психологи связали это с тем, что ключ позволил мысленно представить владельца, сделать его более реальным, то есть в том числе отказаться от мысли, что это розыгрыш.

Фото: kaz.365info.kz

Евгений Стриж

Не потеряйте "Главную тему" в огромном информационном вале, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Одноклассниках...

Популярное