Вспомните как взрослые люди умиляются, видя детские творения на листах бумаги: домик, мама, папа, дерево и круглое солнце, нелепо улыбающееся жизни, которую освещает своими кривыми лучами. Детские работы вызывают неподдельное чувство снисхождения, однако не спешите выкидывать творения чада, вдруг в нем скрыт потенциал великого художника - нависта.
Наивное искусство существовало всегда. Наскальная живопись, палеолитическая скульптура и даже античные куросы и кариатиды - все это выполнено в примитивистской манере. Выделение наива как самостоятельного течения изобразительного искусства произошло не в один момент, этот процесс занял более века и завершился в конце 19 столетия.
Ключ к определению «наивного искусства» находится в названии, само восприятие мира этими людьми наивно, или они хотят быть такими? Легко заметить, что в картинах наивных художников, есть нечто общее. Наивисты обладают внутренней свободой, смелостью, верой в свои работы, в свой выдуманный мир. Во-первых, они не несут оков академического образования и ответственности перед ним, а во-вторых, им нужна определенная дерзость, чтобы подняться над обществом и бросить ему вызов, ведь они становятся, по мнению соседей «доморощенными, чудаковатыми художниками». Другой характерной чертой их творчества является искренность в своем стремлении улучшить, даже приукрасить действительность. Они рисуют «для себя», а значит, главная задача их творчества - сделать видимым чудесный, добрый, сказочный мир, который они хранят внутри.
Хотя наивное искусство существовало со времен наскальной живописи, основателем этого жанра по праву является Анри Руссо. Личность с выдающимися амбициями, человек, проработавший на таможне почти всю жизнь, будучи в зрелом возрасте оставляет свою профессию и отдает предпочтение живописи. Анри стал любимцем публики не сразу, он был осмеян обществом, но его удачное знакомство с такими видным авангардистам, как Роберт Делоне, не прошло бесследно. Авангардисты часто продвигали самобытных живописцев, как Руссо, помогали им развиваться, а также черпали в их работах, в их видении вдохновение для собственного художественного виденья. Работы Анри привлекали формой, понятными сюжетами, яркостью красок и контрастных сочетаний, своей плоскостью и темой «в лоб». Искусство навистов было понято большой публике, поэтому художники этого направления пользовались огромной популярностью разных классов общества.
Данью художникам - навистам открылись государственные музеи и частные гелереи. В Германии крупнейшим собранием является музей Шарлотты Цандер. В России, музеи Царицыно, Музей Наивного искусства в Новогиреево. В Суздальском государственном музее-заповеднике есть большая коллекция наивного искусства. В Перми существует музей советского наивного искусства, как отдельного направления навистов. Во Франции музей имени А. Жаковского. Общую коллекцию навистов посчитать вряд ли когда-либо представиться возможным, вековая история выплеска человеческих чувств и эмоций, волнующих сюжетов и бессловесных рассказов о сегодняшнем дне, столь же бесконечно и бесценно, как наша жизнь. Картины навистов входят в пятерку самых дорогих картин мира, оцениваемых в более 300 тысяч долларов, по причине их понятности, актуальности вне времени, как достижение человеческого желания и экзистенциональной потребности в самовыражении. Не спишите ругать ребенка за его простое творчество, лучше возьмите кисть или карандаш, начните мечтать вместе, возможно именно вы продолжите вековой, тернистый путь чудаковатых художников с бескрайним миром в голове.
Встройте Главную тему в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Одноклассниках...