Как и кого древние приносили в жертву богам?

28 февраля 2018 04:28
1551.jpeg
Фото: Apxeo

Археологам Перу удалось совершить прямо-таки выдающееся открытие последнего времени: они обнаружили и откопали по­мещение, в котором жрецы сжигали жертвоприношения, молились и общались с вы­сшими силами. А само здание, построенное 5 000 лет назад, вероятно, является самым древ­ним святилищем во всём обширном регионе Центральных Анд.

Перуанские археологи отры­ли развалины довольно неплохо сохранившейся для такого более чем почтенного возраста каменной построй­ки, которая с глубокой древности, по всей вероятности, была хра­мом. Руины сооруже­ния находятся сбоку главной пирамиды в Эль-Параисо, недалеко от столицы Перу Лимы.

Священный дым огненного храма

Посередине храма находилось место для священного огня и жертвенник для сожжения принесённых даров. Учёные дали ус­ловно назвали здание «Храм огня».

Министерство культу­ры Перуанской республики сообщило, что на каменных стенах с внутренней стороны сохра­нились фрагменты жёлтой глины. Она тонким слоем покрывала все стены помещения. В некоторых местах на кам­нях кладки и глине учёные об­наружили остатки красной краски.

Площадь древнего Храма огня небольшая - всего 7 на 8 метров - около 56 квадратных метров. А вход в огненное святилище был вообще очень узкий - 48 сантиметров, через него свобод­но пройти мог только очень худощавый узкоплечий человек.

Исследователи считают, что в помещении сжигали жертвенные дары. «Вдыхая дым горящих жертво­приношений, - рассказал руководитель археологической экспедиции Марко Гилье, - жрецы, вероятно, обращались к своим богам, спрашивали их о жизненно важных делах, а потом выслушивали ответы и волю богов»

Площадь раскопок в Эль-Параисо за­нимает 50 гектаров. Комплекс сооружений состоит из 10 различных камен­ных зданий. Все они уже очищенных от толстого слоя камней и песка. Учёные предполагают, что этот поселок является одним из самых ранних во всех Андах.

Черепа под камнем «Темпло Майор»

В храме «Темпло Майор» - в самом центре Мехико - на территории древнейшего го­рода ацтеков Теночтитлан под слоем земли лежал жертвенный камень. Археологи Национального института антропологии и истории Эстибалис Агуайо и Беренис Химене сообщили результатах анализа камня «Темпло Майор». 

Камень, как они полагают, служил твёрдым основанием для совершения кровавых ритуалов ацтеков. Его нашли рядом со стеной храма. Это - довольно необычное расположение жертвенного камня, что удивило археологов.

Специалисты уверены, что он не мог находиться там при совершении ритуалов, поскольку так называемые камни "отечкатль" обычно устанавливали на открытых местах вдали от зданий. Но непосредственно под камнем в яме лежали человеческие черепа.

Археологи предполагают, что плоский камень привезли в «Темп­ло Майор» пятьсот лет назад. Человека, приносимого в жертву, ук­ладывали на камень отечкатль на спину. Потом жрецы рассекали острым ножом из обсидиана жертве грудную клетку и выры­вали из груди сердце. При таком жестоком и ужасном ритуале вытекало очень много крови.

В лабораториях Национального автономного института Мексики продолжаются исследования поверхности этого жертвен­ного камня в поисках кровавых следов.

1552.jpeg
Фото: artstation.com

И немного про "новые" пирамиды Египта

Пески Египта скрывают ещё много неиз­вестных памятников древней культуры, в том числе неизвестные пирамиды. Бельгий­ские археологи несколько лет назад открыли в Лук­соре новую пирамиду. Она была построена более трёх тысяч лет назад, как считают, для высшего сановника фараона Рамсеса II.

Сооружение возведено на небольшом холме. Она построена из сырцового кирпича - необожжённой глины. Пер­воначальная высота здания составляла 15 метров, длина - около 12 метров. Поверхность пирамиды была оштукатурена и побелена.

Остроконечная верхняя часть пирамиды сложена из камней. На оттиске одного кир­пича учёные расшифровали надпись и сделали вывод, что "пирамида принадлежала визирю Верхнего и Нижнего Египта по имени Хай, который занимал эту должность 15 лет во время правления фараона XIX династии Рамсеса II". Это достаточно давно даже для Египта - 1279 - 1213 годы до н.э.

Христиане-копты в VII -VIII веках частично использовали кирпичи этого здания для строительства монастыря. Это тогда было делом вполне естественным, да и в наше время - далеко не редкость. Таким образом при его постройке боль­шую его часть ценного для нас древнего памятника уничтожили.

Сановник Хай уже был известен египтологам по многочисленным документам задолго до обнару­жения пирамиды. Он являлся одним из главных лиц госу­дарства, был упомянут в сообщениях о торжествах в честь годовщи­ны вступления фараона на трон. По совместительству Хай также подрабатывал главным надзирателем за работниками на строительстве гробниц в Долине фараонов.

Жертв специально откармливали

А кого и как инки приносили в жертву своим высшим силам? Это - случайные или какие-то специальные люди? На это ответил амери­канский антрополог Хааген Кла­ус Университета Юта Вэлли. Он исследовал 33 мумии, найденных на севере Перу, в комп­лексе Чотуна-Чорнанкап.

Этих людей принесли в жертву между 1450 и 1532 годами уже нашей эры. В костях и во­лосах мумий исследователь искал информацию, как эти люди жили в последние месяцы жизни, откуда происходили, чем пи­тались... Кла­ус брал пробы из костей рёбер и волос с голов мумий.

Результаты подтвердили выводы других исследований ритуальных жертвоприношений инков. Из 33 жертв 30 были жен­ского пола, причём большинство - девочки не достигшие 15-летнего возраста, а некоторые были даже млад­ше девяти лет.

Все принесённые в жертву люди умерли в результате нане­сения сложных повреждений в области шеи. Молодых людей, предназначенных для жертво­приношения, обычно привози­ли из разных мест и в течение не­скольких месяцев откармливали специальной пищей. По крайней мере, так поступали инки в раз­ных других регионах.

Так называемая «девочка из Льюльяйльяко» - мумия, найден­ная на склоне вулкана на границе Чили и Аргентины - уже за год до ритуальной смерти получала осо­бую богатую белком пищу. Но де­вочки, принесённые в жертву в Чотуна-Чорнанкапе, не привезе­ны издалека, а родились в этой местности и до конца своей короткой жизни ели самую обык­новенную еду.

Исследователь пришёл к выво­ду, что в каждом регионе, очевид­но, существовали свои обычаи, в каждом месте инки по-разному выбирали жертвы для ритуала и по-своему готовили их к смерти.

Семен Панин

Встройте Главную тему в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Одноклассниках...

Популярное