Как появились камикадзе?

28 января 2023 23:00

Разгромившие миллионную Квантунскую армию, наши отцы и деды принесли с собой японское слово «камикадзе». Потом мы узнаем из словарей и энциклопедий, что в переводе это слово означает «божественный ветер». Так в Стране Восходящего солнца называли тайфуны, которые в 1274 и 1281 годах на подступах к японским островам разметали корабли монгольского хана Хубилая.

Первый воздушный таран в истории авиации совершил наш соотечественник штабс-капитан Пётр Николаевич Нестеров. Основоположник высшего пилотажа - его именем названа фигура сложного пилотажа в виде замкнутой петли, известная у нас, как «петля Нестерова». В некоторых странах используют понятие «мёртвая петля».

26 августа (8 сентября) 1914 года 27-летний воспитанник Нижегородского кадетского корпуса Пётр Нестеров погиб, совершив воздушный таран против австрийского самолёта-разведчика. Нестеров не имел намерения уничтожить самолёт врага ценой собственной жизни, как и не собирался свести с ней счёты, выполняя чрезвычайно опасную «мёртвую петлю».

Доказательством этого служат не только высказывания самого Нестерова, но и тот факт, что в марте 1915 года поручик Александр Александрович Казаков применил воздушный таран и после удачной атаки благополучно возвратился на аэродром.

В лихолетье Великой Отечественной войны сталинскими «соколами» было совершено более 600 воздушных таранов. Точного их количества не в состоянии назвать ни один архив, ни один историк. Зато известен выпущенный осенью 1941 года циркуляр, запрещавший самолётам люфтваффе приближаться к советским боевым машинам ближе, чем на сто метров во избежание воздушного тарана.

Самый известный наземный таран совершил 26 июня 1941 года экипаж капитана Николая Гастелло. Подбитый огнём зенитной артиллерии бомбардировщик, советские лётчики направили на механизированную колонну врага.

Далекая от точности статистика показывает, что при совершении воздушного тарана во время Великой Отечественной войны погибло примерно 37% лётчиков.

Немало примеров, когда пилоты совершали по два успешных тарана в одном воздушном бою. Несколько десятков советских лётчиков совершили двойные тараны: когда самолёт врага приходилось добивать вторым ударом.

Были уникальные случаи. 27 августа 1942 года во время боев в небе над Сталинградом советский ас Олег Ануфриевич Кильговатов на истребителе И-16, после того, как на самолёте старшины отказали мелкокалиберные пушки,  успешно совершил четырёхкратный таран и уничтожил вражеский истребитель «Фокке-Вульф». Пленные немецкие летчики не могли поверить: их хваленую «летающую крепость» сбил юный воспитанник Ульяновского аэроклуба, почти подросток. За этот подвиг Кильговатов был удостоен ордена Боевого Красного Знамени.

В отличие от советских, японские военные лётчики, идя на таран, сознательно шли на гибель. Во-первых, у японцев отсутствовали качественные самолёты. Во-вторых, мастерство японских пилотов было не на высоте. В-третьих, у японцев ощущался недостаток в запчастях и горюче-смазочных материалах. И, наконец, уничтожение судов военно-морского конвоя при помощи «живой торпеды» оказывалось наиболее эффективным способом.

Для микадо оказалось проще пожертвовать жизнями своих поданных, нежели решать вышеуказанные проблемы. Кроме того, самоубийство, в соответствии с военным кодексом бусидо, входило в разряд положительных качеств самурая. По некоторым данным, около 3 862 погибших в ходе боев лётчиков-камикадзе сумели уничтожить более 7 000 военнослужащих ВМС США.

В японском языке для обозначения воинских подразделений периода 1944-1945 годов, совершающих самоубийство, существовал термин: токубэцу когэки тай (на ромадзи, т. е. транслитерацией латинскими буквами: tokubetsu kōgeki tai) - в переводе «специальные ударные отряды». Обычно употребляли сокращение: токкотай - tokkōtai. Подразделения японских лётчиков-самоубийц назывались симпу токубэцу когэки тай - «специальные ударные отряды „Божественный ветер"». Если написанное кандзи, то есть китайскими иероглифами, слово синпу - shinpū - прочитать по-японски - получится kamikaze.

Во время Второй мировой войны термин камикадзе по отношению к атакам смертников употреблялся в японской прессе исключительно неофициально. Однако после войны это слово получило распространение во всем мире и вновь получило распространение в японском языке. С тех пор в Японии о воинах-смертниках принято говорить: kamikaze tokubetsu kōgeki tai.

В свою очередь словом «камикадзе», под которым принято понимать лётчиков-смертников, обозначались две группы в морской и общевойсковой авиации. Одни предназначались для уничтожения кораблей, другие жертвовали собой, уничтожая авиацию, танки, железнодорожные объекты, мосты и другие стратегические объекты.

Изобретение тактики камикадзе иногда приписывают командиру 26-й воздушной флотилии (части 11-й воздушной армии), контр-адмиралу Масафуми Ариме. 15 октября 1944 года Арима лично возглавил налёт сотни пикировщиков Yokosuka D4Y «Суйсэй» на тяжёлый американский ударный авианосец типа «Эссекс» USS Franklin. Посмертно Ариме было присвоено звание вице-адмирала, а имперская пропаганда пыталась воздать ему должное за якобы первую атаку камикадзе. Однако есть сомнения, было ли это запланированным нападением потенциальных самоубийц, поскольку официальная японская версия об атаке Аримы мало напоминает реальные события.

В целом камикадзе представляли собой часть так называемой бандзай тоцугэки (банзай-атаки), когда во время Второй мировой войны японцы с криками «банзай!» с холодным оружием в руках бросались на вооруженного до зубов неприятеля.

Парашютисты тэйсинтай гибли, уничтожая самолёты, склады с боеприпасами и горючим на аэродромах противника; сухопутные тэйсинтай готовились для уничтожения бронетехники, артиллерии, а также офицеров противника (особенно широкая подготовка их велась в Квантунской армии, где в 1945 году имелась отдельная бригада смертников, и в каждой дивизии формировались батальоны смертников); надводные тэйсинтай (синъё) на быстроходных катерах, начиненных взрывчаткой топили транспорт; подводные тэйсинтай на маленьких подводных лодках (кайрю и корю) и в торпедах (кайтэн) уничтожали военные суда; этим же занимались и водолазы (фукурю - «драконы удачи»).

Была ли существенная разница между самопожертвованием советских солдат и японских самоубийц? Была, да еще какая! В нашем случае речь шла о непредвиденных в боевой обстановке случайностях, а у наших соседей-островитян - патологическая закономерность. 

Армия 124-го японского императора Хирохито была худо оснащена и не в состоянии была восполнить потери среди пилотов. Для полёта в один конец у самолёта «Накадзима Ки-115 Цуруги» (Nakajima Ki-115 Tsurugi) шасси отваливалось сразу после того, как он взлетал. Такая боевая машина уже не могла приземлиться.

Торжеством инженерной мысли мысли оказались деревянные планеры «Йокосука MXY7 Ока» (Yokosuka MXY7 Ohka) с ракетным двигателем. Поднявшийся в воздух бомбардировщик отбрасывал это подобие «оригами», которое долетало до цели на остатках топлива, и заканчивало свою никчемную жизнь маслянистым пятном на поверхности вечного океана.

Выживший камикадзе не признавался за настоящего камикадзе. Настоящий камикадзе - мёртвый камикадзе. Камикадзе обязан был несколько раз бросаться на цель, пока навечно не отправлялся к прародителям Ямато.

Рассказывают такой исторический анекдот про  камикадзе-неудачника, который трижды не долетал до цели, а в конце войны даже пережил атомную бомбардировку американцев. Сначала янки сбили бомбардировщик, который должен был доставить самолет-снаряд с унтер-офицером Ямамурой на высоту, а живого лётчика подобрали рыбаки. Затем Ямамура вернулся на аэродром из-за неблагоприятного метеоусловий. В другой раз его самолёт не смог отцепиться от бомбардировщика-носителя по причине поломки соответствующего механизма.

Возможно, впервые атака камикадзе была предпринята 13 сентября 1944 года. Первый лейтенант Такеши Косаи и безымянный сержант из 31-й истребительной эскадрильи, базирующейся на филиппинском острове Негрос, вылетели на двух истребителях, чтобы нанести удар по авианосцам. Под крылом у них висели две бомбы по сто кило каждая. Дальнейшая их судьба неизвестна, но не сохранилось также записей о том, что какой-либо японский самолет протаранил судно союзников СССР по военной коалиции.

Согласно некоторым источникам, 14 октября 1944 года американский лёгкий крейсер «Рено» (USS Reno) пал жертвой воздушного тарана со стороны подбитого японского самолёта. Наиболее беззащитными перед камикадзе оказывались американские ударные авианосцы, которые, в отличие от британских, не имели бронированной взлётно-посадочной палубы, а также эскортные авианосцы типа «Касабланка».

Приняв ритуальную чашечку сакэ и повязав на лоб белую повязку хатимаки, камикадзе в последний раз махал крыльями над горой Каймон.

Анастасия Ольгина

Встройте Главную тему в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Одноклассниках...

Популярное