Самые древние каменные орудия

30 июня 2019 12:41

Ученые совместно с археологическим проектом Западного Туркана, который они возглавляют, обнаружили самые ранние из найденных каменных артефактов, датируемые 3,3 миллиона лет назад, в Кении. Открытие места, названного Lomekwi 3, мгновенно отодвинуло дату первых найденных археологических данных на 700 000 лет назад. Это более четверти ранее известной материальной культурной истории человечества.

Ученые датировали инструменты Lomekwi 3, сопоставив слои породы, в которых они были обнаружены, с хорошо известными радиометрическими туфами, типом пористой породы, образованной из вулканического пепла. Они также могли обнаружить палеомагнетизм горных пород, которые в разные периоды прошлого были либо нормальными, как сегодня, либо обращенными (северный магнитный полюс был на южном полюсе). Это стандартные способы датирования окаменелостей и мест этого периода, а окаменелости гоминина, найденные всего в 100 метрах от раскопок, были датированы другой командой этой же датой.

Эти самые старые инструменты из Ломекви проливают свет на неожиданный и ранее неизвестный период поведения гоминина и могут многое рассказать нам о когнитивном развитии наших предков, которое мы не можем понять только из окаменелостей. Вывод ученых, наконец, опровергает давнее предположение, что Homo habilis были первыми, кто изготовливали инструменты.

Эти инструменты уникальны по сравнению с известными из более поздних периодов. Камни намного больше, чем инструменты Oldowan, и из царапин, оставленных на камнях, мы можем видеть, что используемые методы были простыми. Очевидно, нужно было держать камень двумя руками или опираться на наковальню, когда били молотом. Эти жесты напоминают те, что используются шимпанзе, когда они используют камни, чтобы сломать орехи. На данный момент неясно, кто был наиболее вероятным производителем инструментов. Мы можем быть совершенно уверены, что это был член нашей линии, а не ископаемая великая обезьяна, так как современных обезьян в дикой природе никогда не замечали за тем, чтобы они стучали по каменным орудиям.

Конечно, самый интригующий вопрос заключается в том, есть ли еще старые каменные орудия и будут ли они найдены. Ученые не сомневаются, что это не самые первые инструменты, созданные гомининами. Они думают, что есть более старые, еще более примитивные артефакты, и исследователи отправляются обратно в бесплодные земли северной Кении, чтобы найти их.

Фото: civilka.ru