Католичество и православие. Путь к независимости

18 марта 2019 19:56
3408.jpeg

В 1054 году Христианство как религия ступила на новый этап развития, расколовшись на католическую и православную конфессии. Ранее конфликт Единой церкви рассматривался как очередной спор запада с востоком, но разросся до конфронтации ведущих течений христианского мира.

К XI веку влияние Папы Римского распространилось на подавляющую часть европейских стран, а после Великого Раскола способствовало их тесному сотрудничеству на долгие годы. Латынь как язык католической веры стал неотъемлемой частью научного сообщества Европы. Для отделившегося православия древний язык среди христиан не играл столь существенной роли. Восточные государства проводили христианские обряды и читали священные тексты на родных для них языках. Христианство на Руси стало толчком развития восточнославянской письменности и основой для общего образования.

Союз православной Византии с европейским объединением католиков стал отправной точкой окончательного раскола христиан. Византийские императоры не раз просили Рим прислать войска для борьбы с агрессивно настроенными представителями исламского мира. Помощь Папы Римского восточному соседу обернулась чередой военных компаний в XI-XII веках за главенство католической церкви в Византии и в Палестине. Крестоносцы проявили крайнюю степень неуважения к православным христианам, которых подвергли бесчисленным грабежам и гонениям, а принадлежащие им земли объявили католическими на несколько десятков лет.

В XIII и XV веках Рим пытался вернуть христианство в первоначальное состояние через подавление условного лидера восточных христиан — византийского патриархата. Договор 1274 года был расторгнут следующим после Михаила VIII константинопольским правителем — Андроником II, а подписанная последним императором — Константином XI Флорентийская уния была не признана большей частью православного мира. Вторая попытка Папы Римского навязать главенство православным государствам обернулась окончательным падением Византийской Империи.

К XV веку Московское княжество стало единственным независимым государством, исповедующим православие. Иван III как преемник константинопольских императоров ввёл в обращение к государю титул "царь" и использовал в корреспонденции византийского двуглавого орла. Брак с родственницей последнего православного правителя Константинополя также свидетельствовал о преемственности русского государства традиций Византии.

В XVI веке монах Филофей на основе записей современника московского князя — митрополита Зосимы обосновал идею о Москве как о третьем воплощении Рима и покровительницы православия.

Еще по теме:

Отличие православия от католичества

Пепельная среда - врата покаяния

Иоанн Павел II "притеснял" православие

Уния - религия в "чужом мундире"

Православие, как Троица, - единое и неделимое 

Александра Алексеева

Не потеряйте "Главную тему" в огромном информационном вале, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Одноклассниках...

Популярное