Трансполярная магистраль: "мертвая дорога Сталина"

01 марта 2019 16:57
3247.jpeg

 

СССР — государство, которое реализовало множество масштабных проектов, однако в планах их было еще больше. Один из них был запущен Сталиным сразу после Великой Отечественной войны, проект назывался "Великий Северный железнодорожный путь". По задумке архитекторов длина магистрали должна была быть около 1400 км, а проходить она должна была от европейской части страны до места, где Енисей впадает в Карское море.

3549.jpeg
Фото:beloedelo.com

Строительство железной дороги было начато в 1947 году, на проекте трудились в основном заключенные ГУЛАГа. Стройка проходила в совершенно дикой тундры, зимой температура достигала -40 градусов по Цельсию. Кроме этого, большая часть строителей работали уборщиками снега, так как его количество поистине достигало невероятных масштабов. По воспоминаниям современников заключенные жили в нечеловеческих условиях и работали по 16 часов в сутки, однако государство не хотело напрасно губить свой народ и поэтому на стройке никто не задерживался надолго. Основным жилищем строителей были палатки, однако для некоторых строились более комфортные землянки, углубленные в землю для препятствия задуванию ветра. Местные жители не боялись заключенных и покупали им еду и сигареты. Кстати о питании, многие заключенные говорили, что отбывать свой срок в 501 и 503 лагерях, именно они занимались строительством трансполярной магистрали, было не так плохо именно из-за того, что на стройке хорошо кормили.

Первый технический состав должен был быть запущен в 1952 году, полностью достроить магистраль планировалось в 1955. К началу 1953 года была закончена лишь половина работ, а в марте умер Сталин, и из-за этого грандиозный проект был приостановлен. Труды тысяч заключенных, превозмогавших себя в жесточайших погодных условиях, были совершенно напрасны.

3550.jpeg
Фото: art-assorty.ru

Данный проект был одним из наиболее перспективных и амбициозных начинаний СССР. Ввод в эксплуатацию трансполярной магистрали позволил бы обеспечить беспроблемный доступ к Северо-Восточной части нашей огромной страны. Сегодня от трансполярной магистрали остались построенные участки, заваленные снегом, вокруг них множество строений, в которых располагались рабочие, а также некоторые станции, которые успели завершить до 1953 года. Добраться до железной дороги непросто, вокруг по-прежнему непроходимый лес и снежное море. Однако многие путешественники и любители красивых фотографий ежегодно посещают недострой, поэтому в интернете можно найти множество изображений и описаний магистрали.

Фото: ronin.ru

Еще по теме:

Как это получилось: восстановление СССР после войны

Сталин вышел на первое место в списке самых великих людей человечества

История создания Российских железных дорог: Строительство дороги Петербург - Москва. Павел Мельников

Арина Панфилова

Не потеряйте "Главную тему" в огромном информационном вале, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Одноклассниках...

Популярное