Как в России появилась "желтая" пресса

20 февраля 2019 20:21
3482.jpeg

Стоит начать с того, что сам термин "желтая пресса" появился в США на стыке XIX и XX веков, когда в еженедельнике The World под фотографией ребенка в желтой рубашке опубликовали новости, основанные на слухах и сплетнях. После этого тренд публикации новостей, не слишком подкрепленных фактами, распространился по всем Штатам, перейдя потом в Европу.

Однако в России истинным родоначальником "желтой прессы" является издатель газеты "Московский листок" Николай Иванович Пастухов. Запуская свою газету в 1881 году, Пастухов изначально предполагал, что это чтиво не рассчитано на интеллектуальную элиту общества, а скорее на рабочих людей и крестьян, которые хотели бы видеть самые нелепые, интересные и забавные новости. Газета издавалась целых 37 лет и имела очень большую популярность среди населения, особенно ее любили кучеры, мелкие ремесленники, прачки и другие представители "непривилегированного общества". В основе были различные мистические истории, убийства и суициды, самые громкие скандалы и другие, основанные на сплетнях новости.

Несмотря на то, что сама газета издавалась для простого населения, вскоре ее чтением увлеклись даже высшие слои населения. Многие дворяне и помещики специально посылали своих слуг за свежим "Московским листком", а потом украдкой читали его у себя в кабинете. Сам Пастухов страшно гордился своей деятельностью, довольно быстро начав зарабатывать большие деньги. Стоит отметить и тот факт, что в "Московском листке" публиковались многие известные поэты того времени, что тоже очень радовало Пастухова. К ним можно причислить Чехова, Плещеева, Гиляровского, а также множество других. Говорят, что однажды Пастухов в одном из ресторанов Москвы встретил Константина Бальмонта. Немного пообщавшись с ним, он потом спросил у своих подчиненных почему Бальмонт никогда не публиковался в "Листке". Те ответили, что автор слишком завышает цену, требуя по 3 рубля за одну строку. Тогда Пастухов сказал, чтоб к Бальмонту обратились с просьбой написать ровно 3 строки, за которые он заплатит 3 рубля.

В качестве рекламной кампании Пастухов решил в небольших тиражах доставлять "Московский листок" в каждое питейное заведение в городе. Такое гениальное решение привело к небывалому успеху и вскоре издатель содержал еще и штат зарубежных сотрудников, которые подготавливали колонку "Иностранные новости". Тогда общий тираж газеты насчитывал 30000 экземпляров, а подписка на год стоила 9 рублей.

Пастухов умер в 1911 году, но газета выпускалась вплоть до революции. После этого ее владельцам не удалось договориться с новой властью и издательство закрыли.

Фото: Интересные факты

Еще по теме:

Принцип «желтой прессы» открыли древние греки 

Арина Панфилова

Не потеряйте "Главную тему" в огромном информационном вале, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Одноклассниках...

Популярное