Древнеримский мост в Калуге - свидетель нескольких эпох

08 ноября 2018 16:09

Город Калуга известен не только своим близким отношением к космосу, но и таким интересным строением, как Каменный мост. Простой с виду, как и его название, с точки зрения историков он весьма уникален.

Что в нём такого, о чём стоить говорить? Этот Каменный мост, проходящий через овраг, по которому раньше протекал ручей Березуйка - не просто мост, а виадук, самый первый в России и один из старейших в мире. Его длина достигает 160 метров, высота - около 20, ширина от 8 до 14 метров. В конструкции использовано пятнадцать арок, три центральных из них сделаны в два этажа. Строительство началось в 1777 году и продлилось три года. Старше его только построенный в XVI веке мост во французском замке Фер-ан-Тарденуа и мост XVII века в Гродно. А поскольку при постройке архитектор Пётр Романович Никитин вдохновлялся идеями акведуков Древнего Рима, вид для того времени был необычен и чрезвычайно экстравагантен. Это уже позже, спустя несколько десятилетий, виадуки, подгоняемые развитием паровых машин, вернулись в историю строительства и начали использоваться при прокладке железнодорожных путей.

Необходимость возведения моста понятна, Березуевский овраг отличился не только немалыми размерами, но и крайне неудачным расположением - он проходит сквозь город и делит его на части. Что, естественно, очень мешало транспортному движению и портило городские пейзажи.

Для строительства необходимо было заручиться разрешением императрицы Екатерины II, так как сооружение моста подобных масштабов экономически явно нерационально, проще и не столь затратно было и вовсе частично засыпать овраг. Но Никитин настаивал именно на таком варианте, используя мост как один из элементов городской композиции, к другим элементам которой (к примеру, Гостиный двор) он также приложил руку. Несмотря на подражание Древнему Риму, Каменный мост выполнен в стиле русского классицизма, и стал одной из визитных карточек Калуги. И хотя он, в отличие от множества других построенных позже виадуков, не рассчитан для применения рельсового транспорта, его значимость несомненна.

По окончанию строительства по мосту пустили гужевые повозки, рядом соорудили множество каменных лавок, в которых бойко шла торговля. Сейчас по нему ходит автотранспорт и разгуливают пешеходы. Кроме того, здесь открывается неплохой вид на город, а одним из развлечений калужан является перенос невесты женихом через мост. Сам овраг зарос травой и кустарником, вода давно ушла под землю, но в планах властей после реконструкции, проведённой в 2010 году, заняться облагораживанием участка - расчистить заросли, возвести несколько смотровых зон, а, возможно, и поднять ручей обратно.

Анна Парамошкина

Встройте Главную тему в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Одноклассниках...

Популярное