Чаадаев: мятежный философ и неисправимый мечтатель

29 октября 2018 10:50

Пётр Яковлевич Чаадаев - сын рано умерших зажиточных дворян, участник Отечественной войны и друг декабристов, чудом избежавший смерти от рук их палачей. Он был адресатом Пушкина, который не раз фигурировал в стихотворных произведениях поэта, и стал прототипом калоритного Евгения Онегина.

Самопровозглашённый христианский философ много рассуждал о своём отечестве. Главной целью христианства он считал создание Божьего царства на земле. Прообразом справедливого общества для него служила чуждая русским Европа и превозносимая им католическая вера. Господствующее в Российской Империи православие Чаадаев упрекал за жёсткость, обособленность и одобрение крепостного права.

По мнению Петра Яковлевича судьба России - это жизнь, лишённая силы и энергии, которой свойственны только злодеяния и рабство. Империя погрязла в существующем мёртвом времени. Но всё же Чаадаев отчизну свою очень любил, называя мостом и слиянием между противоположными идеологиями двух частей света. По мнению философа Российская Империя должна была стать местом для претворения лучших идей человечества.

С 1814 года Пётр являлся членом различных масонских обществ, что крайне пагубно отразилось на его здоровье и вынудило покинуть страну в 1825 году.

В российском обществе он пользовался успехом: Чаадаева ждали на всевозможных собраниях и прислушивались к его мнению. В XIX веке благодаря Петру Яковлевичу стало модно тщательно следить за внешним видом и наполнять манеру речи лоском изысканности.

Известнейшая работа Чаадаева - «Философские письма» стали выходить в 30-х годах XIX века. Первое письмо было опубликовано в 15 выпуске журнала «Телескоп» в октябре 1836 года. Мысли столичного денди о несовершенстве существующего государства привели в ярость Николая I и его окружение. Автор был объявлен сумасшедшим, а все причастные к публикации труда строго наказаны. Ответ от попавшего в немилость философа «Апологию сумасшедшего» никто не осмелился напечатать.

Чаадаев, пережив сокрушительную Крымскую войну и период длительного застоя в развитии российского общества, умер в 1856 году от воспаления лёгких. Христианский философ остался противоречивым в памяти своих соотечественников. С одной стороны Пётр Яковлевич ратовал за прогресс и улучшения качества жизни в горячо любимой стране, с другой руководствовался чуждыми для нас идеями, не прижившимися даже спустя много лет. Его крамольные мысли стали основой для дискуссии между славянофилами и западниками о месте и роли России среди европейских государств.

Александра Алексеева

Встройте Главную тему в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Одноклассниках...

Популярное