Путь на Вулкан: планета из «Star Trek» существует

19 декабря 2022 14:00

Грёзы о покорении межгалактического пространства волнуют наш разум на протяжении многих веков. Новые технологии, внеземные цивилизации, далёкие планеты... Кто из поклонников легендарных «Звёздных войн» или набирающих популярность «Стражей Галактики» не мечтал о том, чтобы экранные события получили воплощение в реальности? А между прочим, мечты эти вовсе не беспочвенны, и здесь сама наука астрономия приходит на помощь любителям космосаг. Подтверждение тому - недавнее открытие, совершённое в рамках проекта Dharma Planet Survey.

Обнаружением новых космических объектов, правда, сейчас вряд ли можно кого-то удивить. Число экзопланет [планет за пределами Солнечной системы - прим. авт.], о которых стало известно благодаря наземным обсерваториям и космическому телескопу «Кеплер», уже превышает несколько тысяч. Газовые гиганты, «горячие юпитеры» и даже «суперземли» - чего только нет на бескрайних просторах Вселенной. Но куда больший интерес представляют потенциально обитаемые планеты. Некоторые из них кажутся нам подозрительно знакомыми...

«Татуин - пустынная планета в секторе Арканис, которая вращается вокруг двойной звезды», - с уверенностью скажет специалист по киновселенной «Звёздных войн». А научный мир ответит: планет, способных претендовать на звание потенциальной родины Энакина Скайуокера, не две и не три, а уже больше десятка. Есть от чего потерять голову.

Пришёл черёд ликовать и фанатам широко известного сериала «Звёздный путь»: сравнительно недалеко от Солнечной системы учёные смогли обнаружить планету, чей внешний облик и местоположение напоминает о Вулкане, родине мистера Спока. Крупная планета земного типа «пряталась» в тройной звёздной системе HD 26965, или 40 Эридана, на расстоянии 16,45 световых лет от Солнца. Найти новое космическое тело помогли небольшие сдвиги в спектре звезды - благодаря им учёные заподозрили существование гравитационного взаимодействия между светилом и его неизвестным прежде спутником.

Исследования подтвердили, что рядом с 40 Эридана действительно располагается планета, масса которой превышает земную в 8 раз. Полный её оборот вокруг звезды длится примерно 42 дня.

Делясь подробностями открытия, Грегори Генри (Gregory Henry), учёный из университета Теннесси, отметил действительно большое сходство реальной звёздной системы с той, что показана в сериале, даже местоположение Вулкана на картах фантастической Вселенной было определено верно.

Теоретически температура на поверхности планеты очень высока, но существует вероятность, что настоящий «Вулкан», по аналогии со своим экранным собратом, может оказаться пригодным для жизни: расположение и активность его звезды схожи с расположением и активностью нашего Солнца. В ходе дальнейшего наблюдения за планетой астрономы планируют выяснить, являются ли условия на «Вулкане» подходящими для обитания живых организмов.

Увы, едва ли почитателям «Стартрека» удастся совершить паломничество на легендарную планету в ближайшее время. Современные технологии позволяют доказать существование миров, отстоящих от Земли на десятки и сотни световых лет, однако достичь их пока не представляется возможным. С другой стороны, подобные открытия вселяют надежду на то, что когда-нибудь мир межпланетных экспедиций и гиперпространственных прыжков станет нашей реальностью.

Екатерина Жаворонкова