Социальное воспитание в истории древних цивилизаций. Часть 2

16 августа 2018 15:21
2374.jpeg
Фото: athinorama.gr

Цивилизация - это сообщество людей, имеющие духовные ценности и идеалы, особые черты в социальной и политической организации, в экономике и культуре. В историю знаний о человеке, его отношениях в обществе, сведения социализации личности пришли к нам из истории воспитания в государствах Древнего Востока.

Древний Китай

В центре философии Конфуция человек и общество, моральный закон ДАО, по которому воспитание личности должно быть только гуманитарным, основанном на любви к человеку. Идеал человека для него - благородный муж не по происхождению, а благодаря воспитанию в себе высоких нравственных качеств и культуры. Это гуманность и человечность, любовь к людям, справедливость, верность и искренность.

Разработанные Конфуцием этические принципы являлись основой отношений человека в обществе. Впоследствии эти заповеди легли в основу философских трактатов «семи мудрецов» Древней Греции, в Библии, у Канта, Соловьева. Воспитание личности Конфуций рассматривал исходя из ее природы, а цель воспитания - привить благородные качества, необходимые для жизни знания, развивать умственно, этически и физически. Обязанность государства состоит в том, чтобы обеспечить всеобщее образование. Это было частью его идеи воспитания идеального человека, благородного мужа, опоры

Философия Конфуция была заложена в свод правил воспитания ребенка в семье. Человек в семье должен следовать принципу СЯО. Это сыновняя почтительность, уважение родителей и старших, от чего общество и страна будут процветать. Отец должен дать своему сыну образование, профессию и привить правила поведения.

Древняя Япония

Воспитание в Японии осуществлялось главным образом в семье. Обучение и воспитание родовой знати и общинников с разложением родового строя резко отличались. С возникновением государства массовое заселение китайских и корейских переселенцев, приток буддийских миссионеров влияло на социализацию личности. Это был процесс возникновения национальной культуры. Роль культурных и национальных центров выполняли буддийские монастыри, осуществляя социальное воспитание в обществе. Социальные задачи образования выполняли школы при монастырях. Это были первые школы, затем создавались светские школы подготовки чиновников.

Древняя Греция

В архаический период греческой истории греки могли гордиться своим образованием. С 7 до 16 лет дети учились в частных платных школах, где давалось гуманитарное образование, нацеленное на подготовку достойных членов народного собрания, полководцев, общественных деятелей. Важным были математические знания, физическое развитие, обучение чтению и письму, изучение гомеровских поэм, занятие музыкой и спортом.

В Спарте военное искусство было возведено в ранг политики. Чтобы оздоровить нацию, больных детей при рождении обрекали на смерть. До 7 лет дети воспитывались дома, а до совершеннолетия - в гос школах. Скромной пищей, холодом и наказаниями мальчиков приучали переносить лишения. Они учились владеть оружием, занимались спортом, грамота сводилась к элементарным навыкам счета и письма. Девушек воспитывали как мужчин: здоровых детей должны рожать здоровые матери.

Что касается Афин, то афинская педагогика выдвинула понятие гармонически развитой личности - сочетание в человеке красивого и сильного тела, высокой нравственности и умственного развития. Считается, что родоначальниками социальной педагогики были древние греки.

Древний Рим

В истории Рима в ее рабовладельческий период характерно семейное воспитание. Ребенка при рождении принимал отец и, если ребенок был здоров, он поднимал его, давая этим ему жизнь. Если же ребенок был слаб и уродлив, его оставляли на земле, обрекая на смерть. Однако при императоре Константине с 318 г. убийство детей считалось преступлением.  Воспитание ребенка в семье сопровождалось его участием во всех хозяйственных работах, в труде. В почитании Бога, родителей и старших закладывалось нравственное воспитание. Отец учил владеть оружием, ездить верхом, плавать и бороться, иногда читать и писать.

Социальные функции образования были строго ограничены: юноши из богатых семей изучали право, готовились к общественной жизни. В 17-18 лет юноша шел служить в легион на 1-3 года, принимал участие в походах. Было распространено усыновление и опека. Жена в семье была полностью подчинена мужу, его власть распространялась вплоть до продажи ее в рабство или преданию смерти. Девочка могла выйти замуж в 12 лет, мужчину пред заключением брака осматривали. Запрещался бра между патрициями и плебеями, брак признавался только после совместного проживания жениха и невесты в течение года, так как в то время разводы становятся обычным явлением.

Еще по теме:

Социальное воспитание в истории древних цивилизаций. Часть 1

Как воспитывали мальчиков в древности

Как воспитывали воинов на Руси

В древности детей не воспитывали, а пестовали. Как?

Индейские традиции: разумная свобода и доброта

Не потеряйте "Главную тему" в огромном информационном вале, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Одноклассниках...

Евгения Чукалина
Популярное