Инцидент "Сабена" борт 548

22 марта 2018 05:38
1752.jpeg
Фото: m.sports.ru

Из нью-йоркского аэро­порта Айдлуайлд (позднее названный в честь Джона Кеннеди) поздним вечером 14 февраля 1961 года вылетел рейсом № 548 в Прагу «Боинг-707» бельгийской компании «Сабена».

Предвкушение праздника

На борту находились 11 членов экипажа и 61 пассажир. Многие путешественники были хо­рошо знакомы друг с другом. 18 пассажиров были спортсменами сборной США по фигурному катанию, летевшей на чемпионат мира, который начинался в столице Чехослова­кии через несколь­ко дней.

Здесь же была большая группа поддержки, в которую входили родственники, близкие друзья. Поэтому полёт должен был пройти в оживлённой и раскрепощённой обстановке.

Команда надежды

Первенство мира по фигурному катанию проводится ежегодно. За четыре предыдущих года турнир трижды проходил на американском континенте: в 1957 и 1959 годах в Колорадо-Спрингс (США), а в 1960 - в Ванкувере (Канада).

Американские фигуристы собрали довольно богатый урожай медалей. Но после этой домашней серии соревнований многие звёзды ушли из любительского спорта.

Поэтому в команду вошли в основном молодые, но уже хорошо проявившие себя, перспективные фигуристы. Конечно, опыта международных выступлений у молодёжи явно недоставало. В Прагу летела так называемая команда надежды.

С ними находилась легендарная для Америки Мэрибел Винсон-Оуэн. 9 раз она становилась чемпионкой США в одиночном катании и 6 раз - в парном. На Олимпийских играх 1932 года в Лейк-Плэсиде Винсон-Оуэн завое­вала бронзовую медаль.

Закончив выступления, она пе­решла на тренерскую работу и добилась ус­пехов и на этом поприще. Она передала мастерство дочерям - Лоренс и Мэрибел, которые как раз летели вместе с ней. Девушки являлись свежеиспечёнными чемпионками Северной Америки.

На турнире в Филадельфии Лоренс первенствовала в одиночном катании, Мэрибел - в парном. Соревнования впервые транслировался по национальному телевидению, поэтому спортивная семья Оуэнов прославилась на всю страну.

«Боинг- 707» - предел возможностей

Выполнив разворот над побе­режьем, лайнер набрал высоту и взял курс на Европу со скоростью 1 тыс. км/ч. Четырех-турбинный реактивный «Боинг- 707» по тогдашним временам был одной из самых совер­шенных и самых надёжных машин.

Эта модель самолёта была запущена в эксплуатацию два с половиной года назад. И пока не произошло ни одной аварии 707-го с пассажирами на борту.

Однако расстояние от Нью-Йорка до Парижа 707-е первых модифи­каций преодолевали буквально на пределе своих возможнос­тей. Экипажам пришлось ос­воить специальную методику взлёта и в полёте прибегать к различным ухищрениям для экономии топлива.

Западноевропейские аэропорты всё же были доступ­ны для авиалайнера,но выпол­нять беспосадочные перелёты в города Восточной и даже Центральной Европы «Бо­инг-707» не мог. Поэтому причине маршрут предусмат­ривал промежуточную посад­ку в аэропорту Брюсселя.

Катастрофа надежды

Позади остались воды Атлантики. К Брюсселю борт № 548 подлетел на рассвете 15 февра­ля. Экипаж начал снижение. До взлётно-посадочной полосы оставалось совсем немного, когда диспетчер дал команду пойти на второй круг. Оказалось, что она занята небольшим аэропланом.

Лётчики повели самолет на круг. Но тут же случилось стран­ное. Пилоты как будто утратили возможность контролировать системы управления. Выпи­сывая замысловатые фигуры, лайнер быстро устремился к земле и рухнул на поле поблизости от поселе­ния Берг.

Ни один человек на борту не уцелел в жуткой катастрофе. Кроме того, ещё погиб фермер, работав­ший на поле. Его изрешетило градом алюмини­евых осколков. Другому фермеру оторвало ногу деталью самолёта.

В хронику лётных происшес­твий катастрофа вошла как «Инцидент «Сабена», борт 548». Комиссия пришла к за­ключению, что причиной ава­рии стал неожиданный отказ техники.

Спортивный мир был ошеломлен трагедией. Телеграм­мы соболезнования поступа­ли со всех континентов. Организаторы чемпиона­та, официальные лица и спортсмены из других стран сочли невозможным проведе­ние мирового ледового праздника. В знак скорби по погибшим чемпионат мира по фигурному катанию в Праге был отменён.

Потеря команды надеж­ды и шести лучших тре­неров США нанесла страшный удар по американс­кому фигурного катания, пред­ставители которого неизменно занимали призовые места на чемпионатах мира. Для воссо­здания команды впер­вые пришлось приглашать в страну иностран­ных тренеров.

Мэрибел Винсон-Оуэн, её дочери Лоренс и Мэрибел были посмертно введены в Зал Славы фигурного катания США. В 2011 году - к 50-летию трагедии - сняли фильм о разбившейся коман­де. Дикторский текст читали звёзды американского фигур­ного катания.

Еще по теме:

Пикирующий авиалайнер

Катастрофы Ан и ATR - закон парных чисел в действии

Катастрофа Airbus A320 Air Asia: Смерть была или страшной, или мгновенной

Гимн безалаберности: авиакатастрофа на земле

Подробности гибели рейса 9268: Катастрофа российского A321 на Синае



 

Максим Максимов
Популярное