Тайна скрипок Страдивари. Грибы?

13 марта 2018 14:50

Скрипки из мастерской знаменитого мастера Антонио Страдивари реально стоят дороже золота. Поэтому на них играют только увенчанные многочисленными наградами лавровыми венками славы лучшие музыканты нашей планеты.

Остальным же скрипачам при­ходится довольствоваться инструментами более низкого достаточного для них уровня. Но и такие скрипки, хорошо звучащие как соло, так и оркестре, стоят порядка 20 тысяч долларов. И они тоже по карману далеко не всем. А поиски главных секретов Страдива­ри продолжается, но результатов всё также нет.

Тайны скрипок Антонио Страдивари

Почему он не оставил рецептов своих бо­жественных технологий? Этот вопрос давно подвис в воздухе, не давая вроде бы никаких шансов разгадать загадку музыкального золотого сечения.

Однако благодаря упорству и таланту, а в некой степени и озарению сотрудника Швейцарской федеральной лаборатории материаловедения и технологий профессора Фрэн­сиса Шварца, ему недавно удалось всё-таки повторить достижения великого итальянского мастера.

Шварц - биолог, химик, ботаник и музыкант - не сомневается, что близок день массового производства скрипок, альтов и виолончелей не хуже раритетных инструментов Страдивари.

Антонио Стради­вари использовал для из­готовления своих смычковых ин­струментов древесину деревь­ев, активно росших в аномаль­но холодный период, который был в Европе между 1645 и 1715 годами. Поэ­тому всегда считалось, что на неповтори­мо прекрасный звук влияет именно это.

Музыкальные грибки

Но Шварц на практике показал, что действитель­ности это соответствует только во вторую очередь. Главную же роль в получении идеаль­ного скрипичного материала играют мельчайшие грибки Phisisporinus viteus и Xilaria longipes. Они не разру­шая древесиную структуру, под воздействием колебаний температуры делают её пористой.

Как раз пористость очень сильно влияет на акустику. Самый деликатный мо­мент - суметь регулировать работу грибков. Если этого сделать не удастся они превратят мембраны клеточной ткани дере­ва в микроскопическую, невиди­мую невооружённым глазом, труху. Тогда музыкальные инс­трументы будут звучать просто отвра­тительно.

Антонио Страдивари, получается, знал о капризных чудо-грибках, привлекал их к работе и грамотно её организовывал. Зре­лость материала для изготовления инструментов, он проверял остро отточенным но­жом и постукиванием оловянной ложкой. Он обладая идеальным слу­хом и, вслушиваясь в вибрации де­рева, всегда безошибочно угадывал степень зрелости.

Современные скрипки Страдивари

Фрэнсис Шварц зрелость заготовок, необходимых для изготовления инструментов под Страдивари, определяет с помощью современных электронного микро­скопа и акустических приборов. Он останавливает в точно нужный момент работу грибков идеально проникающим в древе­сину оксидом этилена.

Сами такие идеаль­ные - лучшие со времен после древнего мастера - инструменты делают мастера Мартин Шлезке и Михаэль Ронхаймер. Их Скрипки объективно ничуть не хуже скрипок Страдивари.

Эксперты, музыканты мирового уровня, долгие годы играющие только на скрипках Страдивари, в этом убедились, став слушателями и участниками необыч­ного концерта. Стоящий за занавесом скрипач Мэтью Траслер поочерёдно играл на скрипке Страдивари и на современной скрипке техно­логии профессора Шварца.

Ник­то из присутствующих звёзд музыки не заметил разницы. Все эксперты сошлись во едином мнении: "так зву­чать может только чистокровный Страдивари".

И снова - грибы

Если профессор Шварц пре­успел в искусстве получать звучащую под Страдивари древесину с помощью грибов и химического реагента, его пред­шественники, которым удавалось разжиться материалом для произ­водства древесины, чуть уступаю­щей такой, которую использовал мастер из Кремоны, двигались несколько иным путём.

Отправлялись с топорами и пи­лами к домам, предназначенным из-за ветхости под снос, и искали очень сухие, покрытые белым грибковым налё­том еловые брёвна. Из брёвен выпиливались небольшие фраг­менты, издающие от ударов де­ревянным молотком не глухие, а объёмные и звонкие живые звуки.

Долго хранящаяся под слоями штукатурки старинных зда­ний консервированная дре­весина - идеальный материал для изготовления деревянных музы­кальных инструментов, не только смычковых и щипковых, но ещё ду­ховых и ударных.

Именно поэтому в Европе действует законодатель­ство, предписывающее использо­вать в качестве топлива сносимые деревянные домовые конструкции исключительно после того, как отберут то, что необ­ходимо для творчества.

Смычковые, сделанные из слежавшейся древесины, у профессиональных музыкантов ценятся очень высо­ко. Процесс произ­водства одной скрипки или альта порой занимает несколько лет. Товар штучный. Выкладывают концертирующие виртуозы за него суммы с многими нулями. Зато такой инструмент со временем не поплывёт - его акустические характеристики точно не ухудшатся, но могут только улучшаться.

Инструменты, рождённые бла­годаря открытию Шварца, как полагают некоторые эксперты, подвержены риску потери голоса, потому что химическо-технологические процессы, если можно так выразиться, прекращаются толь­ко на грубом уровне, никогда не прекращаясь на уровне тонком, атомарном.

Гарантия на прекрасное звучание

Фрэнсис Шварц, впрочем, счи­тает, что в данном обстоятельстве это не критично. Инструменты га­рантированно могут звучать не хуже инструментов Страдива­ри по меньшей мере столетие. По истечении этого срока, если наши более продвинутые тех­нологически потомки заметят ухудшение параметров, они не­пременно изыщут способ испра­вить положение.

Мнение о том, что в России нет школы скрипичных мастеров, совершенно не соответствует действительности. Она есть. Просто годы, прошед­шие после распада СССР, нанесли ей ощутимый ущерб. Многих ярких умельцев приютили Европа, США, Китай и Япония.

Россияне, надо отдать должное, никогда не были вещью в себе. Болеют за общее дело инструмен­тальных мастеровых. Лауреат Первого международно­го конкурса скрипичных мастеров Владимир Китов собственноруч­но изготовил бесценный приз - шедевр ювелирного искусства из золота, серебра и бриллиантов - Зо­лотой рубанок.

Он вручается победителю вместе с дипломом «За индивидуальный вклад в искусство построение скрипок и следование традициям лучших итальянских мастеров».

Один из таких рубанков до­стался нашему соотечественнику Борису Вишневскому за виолончель. Их также по­лучили японец Хироси Кикута за скрипку и итальянец Марко Осио за альт. Советские и российские мастера на скрипичных конкурсах часто были вне конку­ренции, брали золотые медали.

И сейчас надежды на грядущие блестящие победы вполне оправданы.

Карина Солнцева

Встройте Главную тему в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Одноклассниках...

Популярное