Что святой писатель назвал безумными глаголами?

04 марта 2018 21:16
1590.jpeg
Фото: k-istine.ru

Когда человек заболевает душевно и тем более духовно, то сходит с ума, его рассудок помрачается. Это выражается в совершении самых разных ненормальных - чудных и непонятных поступков. 

В принципе, в этом может и не быть ничего страшного, поступки могут не представлять никакой серьёзной угрозы. Чудачества могут быть неестественны просто для его возраста и положения человека. 

Болезнь духовная и умственная - «безумные глаголы»  

Признаки и проявления могут быть самые различные. Они хорошо описаны как в духовной, так и в медицинской литературе. 

Но особенно сильно и ясно болезнь души проявляется, - по мнению ответственного редактора сайта ПРАВОСЛАВИЕ.РУ. иеромонаха Игнатия (Шестакова), - в том, что и как он говорит. 

Конечно, это - один из признаков, что человек сошел с ума, заболел духовно и умственно. Они начинают выдавать себя за кого-то другого: один считает себя царем, другой - известным космонавтом, кто-то утверждает, что обладает таинственным планом и должен попасть к важным людям и поведать о нём.  

Кто-то рассказывает, что в его квартиру постоянно проникают неизвестные, обыскивают, ломают замки, меняют положение вещей или что-то крадут. Виды душевных болезней, разумеется, особенно хорошо знают психиатры. 

То, что говорят больные, вызывает удивление, насмешку, смех у окружающих и горе у близких и родных. Больные люди говорят несуразное: безумные, смешные, неадекватные и страшные вещи. И так происходит годами. Этих отправляют в специальные заведения. 

В древности тоже также было. Но их просто изолировали от мира, ограждали от общения с окружающими, чтобы они не натворили какое-то ещё большее безумие. 

Сейчас их лечат разными способами в медицинских учреждениях. Часто на это уходит вся жизнь, но люди продолжают говорить «безумные глаголы», выдавая страшное заболевание.  

О мытаре и фарисее - это о нас  

Но есть в духовной жизни заболевание, о котором Господь напоминает в притче о мытаре и фарисее. Не менее страшное, хотя не настолько очевидное для всех нас. Святой писатель и поэт Андрей Критский называет это безумными глаголами, - напоминает и поясняет богослов - многими из нас слышанное, но большинством так и не понятое. 

В им написанном каноне говорится, как фарисей, молясь в храме, похвалялся праведностью, говорил, что «я пощусь два раза в неделю, десятую часть отдаю», а также прочие безумные глаголы. Так верно и четко определяет это состояние Андрей Критский, и его голосом определяет Святая Соборная Церковь. 

Придя в храм, фарисей молился ко Господу, но такая молитва больше выглядит как сплошная похвальба самому себе. Он благодарил Господа, что он не такой грешник, как остальные, в частности, как стоявший недалеко - мытарь, сборщик налогов, имеющий отношение к грязным вещам: деньгам, поборам, взяткам, унижению и притеснению ближнего. 

Фарисей считал, что безусловно он - лучше. Ведь он соблюдает посты и делает все, чтобы исполнить предписания Закона Божиего. Именно за это он и благодарит Господа.  

А стоявший рядом мытарь не говорил ничего подобного, потому что он знал, какой он грешный человек. Поэтому он даже не смел поднять глаз, а только, бья себя в грудь, произносил: «Помилуй меня, Господи!» 

И Господь сказал, что мытарь вышел более оправданным из храма. Его молитва была услышана, в отличие от молитвы фарисея. 

Ведь такое безумное самодовольное состояние - самое страшное в духовной жизни, что можно себе представить. Оно даже страшнее состояния впадения человека в какой-то грех, в котором он потом покается. Оно встает на пути спасения и не дает Богу приблизиться к нам. 

Фарисейская закваска действует во всех людях. Страшные плоды она может принести. Будучи христианами, называя себя таковыми, мы можем на деле отказаться от Христа и распинать Его своей жизнью, как это делали фарисеи. 

Им был известен Закон, но они Они не приняли Христа, не захотели Его слушать, оклеветали, осудили, оплевали и распяли Его. Когда мы слушаем об этом, нам кажется, что речь - о людях, живших давно, а речь идет о нас самих.  

Между самодовольством и раскаянием  

В каждом из нас живут эти два человека: самодовольный фарисей и кающийся, плачущий о грехах мытарь. И часто бывает, что в нас эти настроения сменяются. 

Какое-то время мы каемся, прося Господа простить наши грехи, совершенно не думая о наших мнимых достижениях в духовной жизни. В другое время мы же останавливаемся, успокаиваемся, считая, что живем так, что нам гарантировано спасение, а не так, как живут какие-то грязные нечестивые грешники. 

Это как раз и есть самое страшное и ужасное состояние. Оно так же безумно в очах Божьих, как безумны в наших слова и поступки душевно и умственно больных людей. Так же, а может быть, страшней и чудовищнее выглядят эти наши безумные глаголы, которые мы так часто говорим Господу.  

Главное, - подытоживает насельник московского Сретенского монастыря иеромонах Игнатий, - надо осознать эту болезнь, увидеть её в себе и с решимостью побороть, отринув самодовольство и мнимое успокоение, встать на путь очищения и исправления, взывая к Господу: «Господи, будь милостив ко мне грешному!»

Еще по теме:

Канун поста: неделя о мытаре и фарисее

Апостол Матфей: от мытаря до святого

Канун поста: Страшный суд - Суд милости?

Ефрем Сирин: путь от преступника к святому

От креативности до психических расстройств - меньше шага



Анастасия Ольгина
Популярное