Как исчезли невероятные сокровища фрегата "Гросвенор"

03 марта 2018 08:16
1576.jpeg
Фото: RulePanel

В июне 1782 года фрегат «Гросвенор», принадлежащий британской Вест-индийской компании, под командованием опытного капитана Коксона вышел из порта Тринкомали на восточном побережье острова Цейлон и направился в Англию.

Ему предстояло обогнуть Африку. Корабль взял курс к мысу Доброй Надежды.

Великих моголов золотой трон

На борту находилось 370 человек, включая 150 пасса­жиров. Коксон планировал за три недели достичь южной Африки, побыстрее обогнуть мыс с красивым названием, но дурной репутацией. Даль­ше уже можно было спокойно идти к родным английским берегам.

Фрегат вёз 720 слитков золо­та, 1 450 серебра, 19 неподъёмных сундуков с сапфирами, изумру­дами и алмазами, да ещё золотых монет на огромную в то время сумму 17 000 фунтов стерлингов. Но это всё было не главное.

Самая большая, просто фантастическая ценность нахо­дилась в специально оборудован­ной для этого каюте - в огромаднейшем ящике. О ней ещё за месяц до выхода в море капитан Коксон не удержался намекнуть в письме к супруге: «Я скоро прибуду с сокровищем, ко­торое потрясёт всю Англию».

Со­поставив это туманное сообщение со слухами, которые ходили среди чиновников, готовив­ших «Гросвенор» в путь, ис­следователи пришли к выводу, что на судне находился легендар­ный трон, украшавший роскошную и обширную резиденцию Великих Моголов в Дели. 

Искусные индийские мастера изготовили трон из чистого золота. Бо­ковые стороны изображали павлинов, их раскрытые хвос­ты были усеяны драго­ценными камнями. Двенадцать золотых стоек поддерживали золотой балда­хин, также инкрустиро­ванный каменьями.

Павлиний трон признавался священной реликвией Великих Моголов. Его запрещалось даже показывать иноверцам и иностранцам.

Роковой мыс Доброй Надежды

В ночь на 4 августа ветер заметно усилился и стал попутным. Ранним утром, когда пассажиры и большинство команды не­жились в постелях, их поджи­дал страшный сюрприз.

До мыса Доброй Надежды должно было оставать­ся свыше ста миль, но вдруг он вы­рос прямо перед кораблём! - На истошные крики вахтенно­го на палубу капитан выскочил, в чём был.

В один момент оценив обста­новку, Коксон начал отдавать чёт­кие грамотные приказы. Матросы карабкались по ван­там и рассыпались по реям, ско­рее уби­рая паруса. Судно накренили пытаясь, что есть силы ут­вернуться, но было уже слишком поздно.

Крушения избежать не удалось. Скалы и подводные рифы заскрипели о корпус «Гросвенора» - последовал удар, треск обшивки... Теперь нужно было как можно быстро перебираться с гибнущего корабля на сушу.

Матросы сумели бросить якорь и закре­пить канат за выступ рифа. Цепляясь за него руками и ногами, пассажиры и матросы переби­рались на риф, но многие при этом срывались. Они быстро тонули в разбушевавшемся море или сразу разби­вались о скалы.

Из трёх наскоро сколоченных плотах команда пыталась перевезти женщин и детей, один из них опроки­нулся, и все находившиеся на нём также погибли.

Пройти дорогой смерти многим все же удалось

Когда совсем рассвело, шторм немного ослаб. Поиски и переклички показали, что выжило всего 123 человека, в том чис­ле 20 женщин и детей. Жертвы кораблекрушения находились между Дурбаном и портом Элизабет. На кратком сове­щаним решили идти к порту тремя партиями.

Первую, состоявшую в основном из матросов и офицеров «Гросвенора», возглавил второй помощник. Эта ударная команда должна была вести развед­ку, прокладывать путь и обеспечивать безопасность всей колонны.

Второй партией, состоявшей из женщин, детей и стариков, ру­ководил третий помощник. Третью - арьергардную - возглавил сам капитан Коксон, вооружённый пистолетом с дву­мя зарядами пороха. Задача этой группы была прикрывать тыл.

Но до порта Элизабет дошёл только один матрос Уильям Хабберне, когда с момента кру­шения прошло целых два с половиной месяца. На поиски остальных сразу же была снаряжена экспедиция из 300 человек.

Пройдя свыше 300 миль, им удалось обнаружить место, где ранее располагался лагерь. Но всё, что удалось им найти: кострища, несколько взрослых и детских скелетов, да полуистлев­шая европейская одежда.

Ка­питан Коксон погиб. А помимо Хабберне из передового отряда выжило только семь моряков.

Уже в 1790 году голландский губернатор в Кейптауне получил известия, что в Пондоленде среди жён вождей некоторых племён есть белые женщины.

Удалось выяснить, что были это пять пассажирок «Гро­венора», но все они категорически отказались возвращаться в Ве­ликобританию и даже не захоте­ли встречаться с губернатором. Женщины предпоч­ли остаться со своими новыми семьями.

Поиски сокровищ продолжаются

А к месту гибели судна уже по­тянулись искатели сокровищ. В 1800 году англичане Александр Линдсей и Сидней Тернер снаря­дили экспедицию, наняв три де­сятка ныряльщиков-малайцев, которые обследовали дно вок­руг «Гросвенора».

Они подняли на поверхность свыше тысячи золотых и серебряных монет, не­сколько десятков золотых колец, но это лишь с трудом окупило за­траты на экспедицию. В 1842 году за подъём «Гросвенора» взялось британское Адмиралтейство с его профессиональными инженера­ми.

Было установлено, что корпус корабля занесло песком и тяжё­лыми горными породами. Поэто­му инженеры профессионально пришли к выводу, что в данных ус­ловиях нет никаких перспектив высвободить «Гросвенор» из ка­менного плена.

В 1905 году группа авантюрис­тов организовала в Йоханнес­бурге «Синдикат по спасению «Гросвенора». Целый год ушёл только на то, чтобы заново най­ти похороненный на дне фрегат. Зато в 1906 году искатели кладов смогли достать с морского дна 250 золотых монет и 30 пушек.

Не потеряйте "Главную тему" в огромном информационном вале, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Одноклассниках...

Однако попытки очистить корпус затонувшего корабля от песка с помощью землеройного снаряда больше походили на сизифов груд, ибо на каждую тонну выну­того снарядом песка волны наго­няли две тонны новых подводных барханов.

Изобретались всё новые мето­ды, чтобы добраться до фрегата. Так, в 1921 году экспедиция аме­риканского миллионера Пита Крайна пыталась достичь трю­мов «Гросвенора», прорыв туннель с берега до остова корабля, увы, удачи так никто и не до­стиг.

К настоящему времени кла­доискатели достали около 800 золотых монет и чуть больше половины пушек фрегата. Бесценное же сокровище Великих Моголов по-прежнему ждёт того счастливчика, что сумеет извлечь его из-под воды.

Еще по теме:

Легендарные клады, которые пока не найдены

Проклятие клада аргонавтов сгубило семью археолога

Клад с испанского галеона - это начало

 

Анастасия Ольгина
Популярное