Как по-людски похоронить братьев меньших?

27 февраля 2018 13:38
1545.jpeg
Фото: puerrtto - LiveJournal

В больших городах Германии самому провести похоронить "ушедшего на радугу" питомца имеет право только люди, владеющие собственным земельным участком. Такое же положение - практически во всём "цивилизованном" мире.

Увы, на Западе уже доцивилизовались и до такого же и даже более ужасного отношения даже к людям. Но этот рассказ, прежде всего, о погребении домашних животных, хотя и людей тоже. Ведь отношение к ним - тоже один из главных показателей человечности общества.

Кладбище - удовольствие непомерно дорогое

Выражение «похоронить по-людски» применимо и по отношению к домашним питомцам, хотя на кладбищах для животных нельзя использовать сакральные символы: кресты, фигурки ангелов, иконы и цитаты из Библии.

Но совсем никаких символов нет на могилах лю­дей, которые в последнее время все чаще согласны быть похоронены в глубине леса. Такова там нынешняя альтернативная форма похоронных услуг. Во многом это - запросы самого общества.

Лишь два из пяти немцев хотят по­коиться на кладбище с традиционными составляющими: плитами, кувшинами для цветов, специальными светильниками. А каждый четвертый желает, чтобы его прах был просто развеян в лесу или над морем. Каждый седьмой сказал, что хочет быть похоронен анонимно - без таблички.

Потому что за могилой на кладбище нужен уход, а кроме того за аренду зем­ли требуется платить приличные деньги. Все это - время, хлопоты и средства - большая обуза для родственников. Проще захоро­нить урну с прахом в диком лесу или высыпать на поле.

Уже в 2001 году создана первая фирма, по­лучившая 20 гектаров лесов, для таких захо­ронений. Сейчас в Германии - уже сотни таких лесов. Безымянные могилы на кладбищах в лесной чаще всё больше пользуются спросом.

У каждого свои тараканы в извилинах

В каждой стране правительство объясняет необъясни­мое необходимостью, в первую очередь экономической. Желание немца - католика или протестанта - похоронить любимую кошку по-человечески, а самому быть погребенным в лесу анонимно, как предки-язычники, в такую логику вписывается.

Поэтому сотрудники ритуальных служб Германии не удивляются пожеланию: «Отве­дите мне место в лесочке под таким-то деревом! Оттуда близко до кладбища, где погребена моя кошечка любимая».

Почему даже религиозных не волнует, что место их вечного упокоения будет без сакральных символов, станет заброшенным и даже неизвестным? Обычно большинство отвечает: Я готов заплатить столь­ко, сколько положено. Бе­зымянные захоронения потому и заброшены, что никто не знает, кто здесь погребен. Мне не нуж­ны никакие памятные знаки. По­минальной службы по христианским канонам вполне достаточно, чтобы родные и друзья со мной простились.

Неспособные на предательство  

«Мой милый суперкот Самби! Сегодня особенный день, потому что тебе могло бы исполниться 12 лет. Приходя домой с прогулки, я до сих пор останавли­ваюсь в прихожей, потому что жду, что ты, приветствуя меня, уткнешься в мою ладонь прохладным носом. Я знаю, что этого уже не будет никогда. Но все еще продолжаю надеяться. Сейчас я за­жгу свечи рядом с урной с твоим прахом. Она стоит над твоим любимым креслом - это место, Самби, ты облюбовал с мо­мента появления в доме. Оно осталось твоим. Даже твоя сестренка Сиси не покушается на него».

Такое послание есть на сайте одного немецкого крематория. Время не властно, пока есть тот, кто помнит. Французский поэт Жан де Лафонтен сказал: «На крыльях време­ни уносится печаль». Эта строка парит над расска­зами, сколько уюта, тепла и счастья вносили в дом кошки, собаки и другие животные ставшие членами семьи.

«Не принимай за грех, что я очень любил своего пса. Он меня не предал в самый жестокий шторм. Люди же отвер­нулись, едва задул легкий ветерок». Такие слова на надгробном камне берлинского кладбища животных многое объясняют.

Эвелин Шефер содержит кладбище домашних животных в городе Керпен в идеаль­ном порядке, потому что прекрас­но понимает эти чувства. Каждая могила здесь - маленький са­д. В комплексе есть и зал для прощания.

Кошачьи нежности

Так что же происходит в западном обще­стве? С одной стороны, растет число тех, кто предпочитает раствориться в лесной чаще. С другой стороны, идет очеловечивание животных. Конечно, животные достойны добрых чувств. Так сейчас совершенно справедливо считают многие в "цивилизованном" обществе.

- Кого-то раздражает такая, на первый взгляд, чрезмерная любовь к животным, - замечает Эвелин. - Особен­но на фоне сложных проблем, которых хватает. Но нельзя забывать о культуре чувств. От того, как мы отно­симся к ушедшим из жизни, зависит воспитание идущих за нами.

Поэтому Эвелин не считает странным утверждение Энн Миллер, которая о по­гребенной морской свинке говорит: «Верю, что у нее есть душа, как у любого животного. И когда-нибудь наши души со­льются».

Конечно, не повернется язык осудить за слова любви, тем более, когда домашне­го питомца, ставшего членом семьи и ча­стью жизни, уже нет в живых. Но почему к людям на хвалёном Западе отношение становится всё хуже?..

Еще по теме:

Эксперт: Животные на свалке - это нарушение закона, инфекции и вирусы, опасные для человека

Животные на войне: у них не было выбора

Как поступают с умершими питомцами в разных странах?

Кладбище домашних животных началось с чучела банкира


 

Не потеряйте "Главную тему" в огромном информационном вале, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Одноклассниках...

Мария Машина
Популярное