Возможна ли благодать для иноверцев?

19 февраля 2018 19:56
1470.jpeg
Фото: premudrost.club

В Православной Церкви есть три чина приема приходящих в нее из инославия: через крещение, миропомазание и покаяние. То что всех новообращённых крестить не обязательно можно сделать вывод, что в таинствах, совершаемых в неправославных конфессиях, тоже присутствует благодать.

Так ли это? Об этом, основываясь на древней и современной практике Церкви, рассуждает автор статьи "Таинства в инославии..." богослов Андрей Горбачев. Вопрос очень сложный. поэтому приводим очень краткое содержание его размышлений, опубликованных на портале Православие.ru.

Мнение о благодатности некоторых таинств, совершающихся в еретических и раскольнических сообществах, сейчас достаточно распространено. Основным аргументом является наличие в нашем церковном праве разных чинов присоединения к Церкви людей, обращающихся из ереси и раскола.

Если внецерковное сообщество сохраняет элементы церковного предания, в частности - форму некоторых таинств, в случае присоединения к Церкви над приходящим к ней человеком не повторяется обрядовая составляющая, но совершённый ранее обряд наполняется благодатным содержанием. Позиция эта получила название икономической теории.

Оппоненты этой теории не согласны с ней в одном. Они также полагают, что лишь Церковь властна наполнить благодатью внецерковные таинства, но происходит это наполнение во время совершения таинств, хотя и вне видимой Церкви. Чин приема соответствует степени поврежденности учения отделившегося сообщества. Наиболее удалившиеся принимаются через крещение.

Нужно уделить особое внимание вопросам возможности признания: разной степени благодатности внецерковных обществ, неполного числа таинств и ограниченной благодатности таинств инославных.

Также надо рассмотреть отдельно разницу отношения к Церкви ересиархов, расколоначальников и их последователей.

Таким образом получается целый комплекс преткновений. Первый вопрос - разная степень благодатности внецерковных обществ. Второй - неполное число таинств. Третий - ограничение благодатности таинств инославных. Четвёртый - о разнице отношения к Церкви ересиархов, расколоначальников и их последователей.

Ошибочность теории догматического толкования правил, которые регулируют прием в Церковь, наиболее заметна на историческом материале. Богословы, согласные с позицией патриарха Сергия, предлагают свои варианты объяснения правил приема в Церковь, как альтернативу икономической теории, но предложенные ими толкования не проясняют, а запутывают этот вопрос.

Патриарх Сергий в отношении приходящих к Церкви из ереси и раскола готов оправдать акривию, но не икономию: «Между тем, если мы вместе со строгими церковниками будем говорить, что вне Церкви никаких Таинств нет, то акривия не вызовет у нас недоумения, а экономия будет совершенно непонятна: каким образом человек, в сущности некрещеный... может быть сочтен членом Церкви и допущен к ее Таинствам, до святого причащения включительно? Да и могут ли эти Таинства принести для невозрожденного духовно какой-либо плод? Ведь это почти то же, что давать пищу мертвому. Если же такой невозрожденный попадает в клир, тем паче в епископы, может ли он преподать другим благодать, которой сам не имеет?»

По мнению патриарха Сергия, отступники получают возможность совершения таинств от Церкви, которая может лишить их этих прав. Если дело касается сообществ, отделившихся от поместной церкви, ситуация выглядит более-менее понятной. Но в случае с Римом - отпадает целая поместная церковь?

Практика часто различается. Для Русской Церкви крещение, миропомазание и священство латинян благодатны, для Греческой же - нет. Предпочтение здесь более правильно было бы отдать Константинопольскому престолу как имеющему первенство. Но тогда принятие латинян в русской Церкви без крещения остается безблагодатным.

Из сказанного можно сделать вывод, что мы необходимо должны признать икономическое понимание правил приема в Церковь еретиков и раскольников. В противном случае окажутся неизбежными ошибки, когда человек будет присоединяться к Церкви, оставаясь некрещеным.

Теория догматического толкования церковных правил, регулирующих способы принятия в Церковь из раскола и ереси, для устранения своих недостатков вынуждена прибегнуть к помощи теории икономической. Хотя опровержение последней было одним из главных поводов развития первой.

Еще по теме:

Благодать и прохлада святых источников

Канун Великого поста: покаяние без посредников

Зачем ходить в церковь, если Бог "в душе"?

Какие православные таинства помогают восстановлению и укреплению здоровья?

Жизнь во грехе - это смерть


 

Карина Солнцева
Популярное