Афродисия - подарок археологов XX веку

18 февраля 2018 15:02

Находку и последующие раскопки древней Афродисии - города Афродиты - на территории современной Турции относятся к разряду крупнейших открытий ХХ века. Поиски были основаны на почти легендарных сведениях о знаменитом античном городе, прославившем­ся роскошью и богатством.

Были ещё упоминания в единичных документах, рассказывающих, что императо­ры Цезарь и Август предоставили этому городу самоуправление, а также в числе других привилегий - право убежища в храме богини Афродиты.

Начальным пунктом раскопок стала деревня Гейре, давно обратившая на себя внимание специалистов. Всё тут являло причудливое сплетение древности и современности.

Мраморные саркофаги местные крестьяне использовали как кормушки для скота и давиль­ни для винограда, стройные колонны служили коновязями, а храмовые плиты - придворными порогами деревенских домов.

Один крестья­нин случаем выкопал во дворе клад серебряных монет. Второй обнаружил на поле украшенные прекрасными рель­ефами саркофаги.

Археологическая экспедиция при первом осмотре в бли­жайшей же оросительной канаве нашли часть скульптуры - дивную голову богини Тихе, символизировавшей судьбу. А пос­ле сильного дождя перед глазами архео­логов явилась и монументальная статуя Афродиты.

Само поселение Гейре возникло предположительно в XVII веке. Учёные считают, что его название происходит от древнего имени этой местности - Карии, как называлась часть анатолийской впадины ещё со времён Древней Греции. А Гейре вследствие особенностей произношения стало искажением от Кария.

Раскопки показали, что люди селились здесь задолго до 3000 года до нашей эры. А в 700 году до н.э. жители возвели не­сколько храмов, главный был посвящён Афродите.

Найденные при раскопках надписи полностью подтвер­дили эту догадку. Город так и назывался - Афродисия. «Изо всей Азии я избрал этот город стать моим собственным». Так гласил один из текстов императора Ав­густа.

Афродисия оказалась роскошной сокровищницей антич­ного искусства. За 10 лет археологических работ, начавшихся в 1961 году, было найдено более 15 тысяч золотых и серебряных монет, множество керамики, почти тысячи пре­красных статуй, причём сотни скульптур - невероятной красоты.

Эти творения римских мастеров ясно показа­ли, что скульпторы време­н Римской империи отнюдь не всегда копировали древнегреческие оригиналы. В чём-то тогдашние мастера даже превзош­ли своих учителей.

Неизвестный античный писатель вос­певал целебный солёный источник в храме богини Афродиты. Действитель­но в ходе раскопок на большой глубине обнаружили этот источ­ник. В подвалах храма нашли скульптуру льва. Львы тогда почитались свя­щенными животными.

Рядом была дощечка с надписью, рассказывающей о ритуальных играх с быками и львами, происходившими в честь богини любви, красоты и плодородия.

Самая значительная из всех на­ходок - огромнейший театр. Это - просто глиняная гро­мада с удивительно правильной геометрической формой. На сту­пенях - вытесанные из лучших сортов мрамора си­денья. Зрительный зал - на семь тысяч человек!

На внутренней стене театра выбиты надписи по зака­зу нескольких римских импера­торов. В текстах - рассказ о сложных отношениях между Римом и покорёнными городами, к которым относилась и сама Афродисия.

Импера­тор Септимий Север поздравляет горожан в послании «по случаю победы над дерзкими варварами». Император Траян проявил личную благосклонность к жителям - разрешил избран­ным гражданам города «на играх, гладиаторских боях, охот­ничьих представлениях и атлетических состязаниях, проходивших в Риме и его окрестностях... си­деть на местах, отведённых для сенаторов».

Стадион - один из крупнейших во всем римс­ком мире - оказался в отличном  состоянии. Сразу видно, что жители любили происходящее на его огромной арене: соревнования по бегу, метанию копья, фехтованию на мечах, а особенно - борьбу и кулачные бои.

Кумиров - гладиаторов, борцов, боксёров болельщики старались запечатлеть в мраморе. Так поя­вились прекрасные статуи победителей проходивших здесь состязаний. Темперамент тогдашних зрителей ни в чем не уступал и нынешним буйным фанатам. «Сначала они громко ругались, потом в дело пошли камни, - пишет римский историк Тацит. - Наконец, они взялись за оружие...»

Недалеко от развалин этого театра были обнаружены тер­мы, построенные по приказу императора Адриана (117-138 гг.). Под полом красивого здания археологи нашли хитроумные и довольно эффективные водопроводную и отопительную системы. Вода втекала в них из горных речек по каналам, затем рабы подогревали её в нескольких мелких бассейнах.

На стенах были начертаны предупреждения. Одно из них, высеченное у входа в баню, оповещало: «Пришедший купаться сам отвечает за сохранность денег и кошелька, пока не сдаст вещи в охраняемый гардероб».

В VI веке новой эры Афроди­сия всё ещё являлась оплотом язы­чества, хотя прошло уже 200 лет со времени, как христианство стало во всей Римской империи официальной госрелигией.

Вероятно, что в города даже шла активная борьба с христианством. Это подтверждается находками многих обезглавленных статуй. Но город всё-таки был под властью поклонников Христа, и всё больше язычников обращалось в христиан. Затем Афроди­сия была переименована в Ставро­поль - Город креста.

В VII веке Древняя Аф­родисия пострадала от разрушительного землетрясе­ния. Потом жители снова стали строить дома на развалинах, используя и куски прекрасного мрамора, извлечённые из груд щебня и других руин. Но былое величие уже было не восстановить.

В византийскую эпоху упадок продолжался и усиливался. Постепенно город всё больше погру­жался в забвение. И в конце кон­цов набеги турков-сельджуков в XII-XIII веках, а затем и покорение ими этих земель довершили дело.

Катерина Маслова

Встройте Главную тему в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Одноклассниках...

Популярное