Версия: православие на Русь привели жрецы

12 февраля 2023 21:00
1455.jpeg

Становление христи­анства на Руси покрыта многими тай­нами и полно противоречий. Некоторые исследователи полагают, что рус­ское православие - не результат победы христианства над язычес­твом, а совокупность грамотной политики священников и жрецов, кото­рые вовсе не воевали с другой религией, а создали удивитель­ную комбинацию.

Условно её можно назвать «двоеверием». Хотя, несомненно, что основа - христианская, и все православные догматы не только соблюдаются, но явно превалируют. Но и взгляды уникальных (но во многом схожих с учением Христа) религиозных взглядов древних славян органично вплелись в русское православие. И существуют доказательства этой версии.

Остались осколки только

Рогволодов камень был уничтожен в 1936 году при строительстве трассы Москва-Минск. Остались только за­рисовки и фотографии камня, а также письменные описания истори­ков с конца XVIII века.

Спустя 3 года после унич­тожения валуна один местный краевед составил описание распо­ложения на площади 40 кв.м. 28 крупных и многих мелких осколков Рогволодова камня. А был с доисторических времен это - гигантский гранитный кусок более трёх метров в длину и почти такой же в ширину.

При этом - абсолютно плоский. Камень не лежал на земле, он был установлен на четырёх валунах наподобие дольмена. Эти валуны-подстав­ки были довольно высокими, потому что источники свидетельствуют: в проёме под валуном свободно ходи­ли овцы и прятались пастухи.

Поклонялись ему кривичи и другие местные племена. За­тем же Рогволодов камень внезапно стал христианской святыней, как бы это странно и вопиюще ни звучало. Да собственно, как раз тогда этот камень и получил это имя.

В 1171 году на верхней поверхности камня был выбит шестиконечный крест как бы на подставке. Сделано это было по при­казу полоцкого князя Рогволода, в крещении - Василий. А прежнее его имя перешло к каменю-крестодержателю.

Князь распорядился также вы­бить надпись: «В лето 6679 года месяца мая доспен сей крест. Господи, помози рабу своему Васи­лию в крещении Рогволоду сыну Борисову. Иисус Христов. Ника».

Загадка надписи

Существует любопытная гипо­теза, по которой эта "официальная" надпись на камне - неполная. При реформе Нико­на Церковь превратилась в не­терпимую воительницу со всем, что хоть в чём то не соответствует установленным догматам. Поэтому и надпись эту целенаправленно повредили и подправили.

Полный же текст, начертанного на Рогволодовом камне, первоначально был другой. Энтузиас­ты-исследователи с лупой тщательно рассмотрели каж­дую чёрточку на фотографиях камня, попытаясь восстановить то, что было утрачено.

В результате у них получился такой вариант: «Ии­сус Христос. Ника. В лето 6679 мне, Амайе, в месяц 5 день 7 доставленъ жреческий крест. Помози рабу бога Сварога твоему, Василию во крещении, именемъ Когволод, сыну Борисову».

Получается, что камень доставили князю Рог­володу от жреца по Амайя. Это имя - тоже загадка, потому что оно - абсолютно не славянское, конечно же, и не хрис­тианское. Вообще непонятно - чьё...

Тогда получается, что князь-христианин просил о помощи и у языческих, если не богов, то жрецов. А ве­роятнее, всего - поклонялся не только Христу, но и Сварогу. То есть он был типичным двоевером в хорошем смысле слова. Кстати, у славянского Сварога нетрудно найти много черт подобных Христу.

Из надписи также следует, что языческое жречество не было агрессивным к новой вере, как считает официальная наука.

Загадка лика

Также сторонники этой гипотезы указывают: Рогволо­дов камень неспроста был абсолютно плоским. Это был не обычный валун, а гранитная плита, скорее всего - рукотворная и, самое главное - с ликом Макоши, одной из главных богинь восточных славян.

Эту богиню почитали везде, потому что Макошь - мать наполненных кошей, богиня хо­рошего урожая. Ещё она - олицетворение судь­бы и счастливой доли. Богиня связывала отвлечённое понятие счастливой и удачливой судьбы с конкретным понятием изобилия.

Что на Рогволодовом камне изображена именно Макошь, свидетельствует ещё одна надпись «ликъ Макошь» у основания выбитого на камне креста. И что совершенно поразительно этот «ликъ Макошь» был вписан христианский крест.

Возможно, что Рогволод был всё-таки истовым хрис­тианином и, борясь с язычеством, заставил жреца переделать языческую святыню на христианский лад. Получи­лась практически икона: с крестом и ликом. Неважно, что не совсем догматично. Христианство здесь было ещё сла­бо развиты, каноны не оформле­ны, а мастеров не хватало.

С другой стороны, может, что язычник Амайя устроил так, чтобы угодить князю-хрис­тианину и собственной вере. Плите-иконе могли мо­литься сразу христиане и язычники.

На Христа надейся, но и Макошь не забывай

С первой трети XII века началось ох­лаждение, климат стал изменяться в худшую сторону - наступал малый ледни­ковый период, длившийся до XV века.

На большей части Руси перестаёт расти пшеница, приходится переходить на рожь, считавшуюся прежде сорняком, а потом начинает плохо расти даже рожь. Земли охватили голод и мор, люди пи­тались корой и мхом, массово умирали. Народ роптал. Да ещё князья пытались урвать чужой кусок в междоусобицах.

Понятно, в такой ситуа­ции многим было неважно, какому богу молиться. Молились всем богам сразу в надежде, что они помогут. Рогволодов камень почитали и потом - когда трудные и голодные времена миновали.

Зато в безбожном XX веке проблема Христос или Макошь перестала быть актуальной: за­мечательный памятник древних времён взор­вали шутки ради...

Анастасия Ольгина

Встройте Главную тему в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Одноклассниках...

Популярное