Как СССР на полвека потерял "золотой запас" Сталина

12 февраля 2023 15:00
1450.jpeg
Фото: Проза.ру

Осенью 1941 года со­юзники из антигитле­ровской коалиции - США и Великобритания - начали поставки СССР вооружений, стратегического сырья и продовольствия. Грузы перевозились в основном маршрутам: дальневосточному, трансиранскому и арктическому.

Самым коротким, но и наиболее опасным из них был северный - арктический. Разгрузившись в Архангельске, Северодвинске (в то время Молотовске) или Мурманске, уцелевшие суда снова формировались в конвой и возвращались на родину.

Конвой QP-11 - транспорты числом 13

28 апреля 1942 года из порта Мурманска в море вышел конвой QP-11, состоявший из 13 больших транспортов, число кораблей сопровождения было больше: 6 эсминцев, 5 корветов и 4 тральщиков. Во главе каравана шёл крейсер «Эдинбург», на нём находился начальник конвоя английский контр-адмирал Бонэм-Картер.

Самое главное, что на нем был размещён основной обратный груз. Только начальник и несколько старших офицеров знали: на борту крейсера находится 93 ящика с 465 слитками ценнейшего металла, каждый из них весил по 11-13 килограмм. А общий вес превышал 5,5 тонн - нехилый для средней страны золотой запас или годовой бюджет.

Ряд источников утверждает, что этим золотом СССР олачивал поставки по ленд-лизу. До траверза острова Медвежий экспедицию сопровождали советские эсминцы «Гремящий» и «Сокрушительный». Как раз здесь 30 апреля конвой впервые был замечен воздушной разведкой Люфтваффе. Вскоре подошли немецкие подводные лодки...

Британскими торпедами по «Эдинбургу»

Субмарина U-456 сумела подкрасться поближе к «Эдинбургу» и выпустила три торпеды, две из которых нашли в цель. Первая торпеда разворотила крейсеру борт, вторая же оторвала корму вместе с рулями и винтами. Корабль лишился возможности хода и управления. Подоспевшие на помощь эсминцы отогнали немцев.

Началась борьба за жизнеспособность корабля. Устранили крен, запустили носовые двигатели... Крейсер мог передвигаться, но только со скоростью три узла. А в погоню за ним устремились три немецких эсминца.

1452.jpeg

Немцам удалось сблизиться и выпустить по «Эдинбургу» ещё семь торпед, но в цель попала только одна. Команда понесла большие потери, крен стал больше, хотя крейсер ещё оставался на плаву. Но фашисты готовились к новой атаке.

Оценив обстановку, адмирал решил затопить корабль вместе с золотом, дабы оно ни в коем случае не досталось врагу. Экипаж перебрался на тральщики. И - свои же корабли открыли по «Эдинбургу» огонь. От попадания торпеды с британского эсминца крейсер ушёл на дно.

Золотой вопрос = 45% + 3:1

В конце 70-х годов с предложением, поднять золото к советскому правительству обратился глава фирмы, имевшей опыт проведения подводных работ на освоении нефтяных месторождений в Северном море, Кейт Джессоп. Он предоставил гарантии привлечения лучших водолазов и специальных судов с самым современным оборудованием.

Такое же предложение получила от него Великобритания. Поскольку англичане объявили место гибели крейсера воинским захоронением по международным законам никому, кроме самих англичан, нельзя было самовольно проникать в отсеки «Эдинбурга».

Власти обеих стран согласились. Договорились, что в случае успеха операции фирма Джессопа получает 45% стоимости поднятого золотого груза.  Остальное делилось между СССР и Англией в соотношении 3:1.

Ровно через 39 лет после гибели «Эдинбурга» - 1 мая 1981 года - в море вышло поисковое судно «Даммтор», оборудованное гидролокаторами, которые фиксировали неровности дна. Потом обнару­женные точки обследовал уже глу­боководный маневренный аппарат, который передава­л видеоинформацию на поисковик. «Эдинбург» был обнаружен на глубине 260 метров, лежавшим широкой пробоиной в правом борту верх.

99% золотого успеха

В начале сентября к опе­рации подключилось спасательное судно «Стефанитурм». Оно встало в точности над местом затопления «Эдин­бурга» и автоматически удер­живалось на нём при любом волнении моря. Для водолазов на судне было обустроено специальное жилище-барокамера, где давление гелиево-кислородной смеси поддерживалось на том же уровне, что и на глу­бине, на которой предстояло произвести основные работы. Такой метод позволял сущест­венно экономить время.

И вот 16 сентября водолаз Джон Россье нашёл первый слиток, весь чёрный от мазу­та. Теперь работа пошла весе­лее, и вскоре на борт судна был поднят 431 слиток. Воодушев­лённые успехом, водолазы, не­смотря на усталость, трудились бы ещё, но наступил сезон осен­них штормов, и работы при­шлось свернуть.

Кладоискатели уже в другом составе, вернулись сюда через 5 лет Ведь в недрах «Эдинбурга» оставался ещё 34 слиток жёлтого металла. Кроме того, ещё появилась информация, правда, неподтверждённая документами, что крейсер перевозил в действительности 10 тонн золота. Если так, ещё почти столько же ценного груза могло храниться, ско­рее всего, в соседнем отсеке.

Участники второй экспедиции обнаружили и подняли на поверхность ещё 29 слитков. Они внимательно обследовали другие отсеки, но второй партии золота не нашли. Слухи не подтвердились. Обе экспедиции спасли почти 99 процентов затонувших сокровищ.

Мария Машина

Встройте Главную тему в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Одноклассниках...

Популярное