Зачем понадобились многоместные виселицы?

06 февраля 2018 12:05
1331.jpeg
Фото: ADSL.Kirov.Ru

На протяжении всей человеческой истории люди вешали людей. Вместе с обезглавливанием и сожжением повешение было в числе самых популярных казней практически во всех ранних цивилизациях. И не только казней. Повешение на дереве древние кельты практиковали как жертвоприношение.

В Библии также упоминается эта исконная традиция: "И сказал Господь Моисею: возьми всех начальников народа и повесь их Господу перед солнцем, и отвратится от Израиля ярость гнева Господня" (Числа, 25.4).

Позорная история позорной казни

В средние века виселица стала особенно популярна и получила широкое распространение в Европе. Это было связано с простотой, экономией средств и легкостью исполнения, присущими повешению. Другим важной причиной популярности виселицы можно назвать зрелищность процесса.

Умирать на виселице было мучительно. К тому же, этот вид наказания издревле считается позорным. Умирая в мучениях, но ещё оставаясь в сознании, человек, осознает приближение конца. А его агонию наблюдают сотни зевак. Поистине, повешение - нечистая смерть! - Как у Иуды...

Повешение возможно проводить массово. Виселицы чаще всего бывают в форме букв "Г" (поэтому в России виселицу называли "глаголем"), "П", "Т" или перевернутого "Ш".

В прошлом для повешения использовались и "подручные средства" - деревья, корабельная оснастка ("вздернуть на рее"). Виселицы также ставили на плотах и пускали по течению для устрашения населения после подавления бунтов.

Прогресс висельного дела в Англии

Технология казни развивалась вместе с обществом. От примитивных конструкций карающие органы постепенно перешли к устрашающим сооружениям на десятки жертв. В 1571 году была построена знаменитая виселица "Тройное дерево" в Тайберне под Лондоном. На трех массивных ее опорах, соединенных балками, можно было одновременно повесить 24 человека.

Казни в Тайбёрне были излюбленным развлечением лондонцев. День экзекуции становился выходным днем - "Гала день" (Gala Day) происходит от англосаксонского слова, обозначавшего «День виселиц».

Мамаша Проктор за раз заработала 500 фунтов продавая места для зрителей... Спекулянтка Дуглас, запросила вообще огромные деньги за лучшие места, но преступника неожиданно помиловали. Зрители в ярости разнесли подмостки и чуть не убили торговку смертью. Иногда под массами зевак подмостки ломались. 

Если приговоренный держался стойко перед лицом смерти, народ говорил: «Хорошо умер!». Если трусил - его освистывали и оскорбляли. Кроме того, публика жаждала услышать и последнее слово осужденного, в котором было принято каяться и виниться. Иногда подобные речи для преступников заранее отпечатывались и читались ими с листка.

После повешения тело оставляли болтаться примерно час. И начиналась настоящая фантасмагория: женщины хватали труп за руки и терлись о них щеками - это, как считалось, лечит прыщи, поэтому подносили и младенцев с кожными болезнями.

Щепки виселицы слыли эффективным средством от зубной боли, удавка приносила удачу... Палачи торговали кусками веревки и виселицы. Чем популярней был преступник - тем дороже цена. А из высушенной руки висельника делали "руку славы", якобы открывающую любые двери.

Тайбёрн вошел во множество английских поговорок и словесные обороты: например, тем, кому желали всевозможные несчастья, советовали «съездить в Тайбёрн». По ком уже плакала петля, звали "властитель Тайбёрна".

Французские висельные рекорды

Однако же слава "Тайбёрнского дерева" меркнет перед устрашающим "величием" французского Монфокона. Эта грандиозная виселица была построена в XIII веке по проекту советника Филиппа IV Красивого - Ангеррана де Мариньи (впоследствии, кстати, окончившего дни на перекладине своего же детища).

"На вершине мелового холма большой каменный параллелепипед высотою в пятнадцать футов, шириною в тридцать, длиною в сорок, с дверью, наружной лестницей и площадкой, - описал это Виктор Гюго. - ...шестнадцать громадных столбов из необтесанного камня высотою в тридцать футов, ... с которых через правильные промежутки свисали цепи, на каждой цепи - скелет".

Одновременно Монфокон способен был принять 50 человек. Повешенных размещали в трёх боковых гранях куба. Четвёртая представляла собой каменную лестницу с воротами. В центре - огромный каменный колодец, куда палачи сбрасывали гниющие останки казненных, когда требовалось освободить место на балках.

Ведь хоронить висельников по христианскому обычаю запрещалось. На этой свалке трупов питались тысячи ворон. Однако даже при таких масштабах Монфокон в связи с нехваткой мест пришлось расширить, пристроив рядом еще виселицы.

Казалось бы, в этих жутких условиях люди должны пребывать в постоянном страхе. А они научились не обращать внимания на раскачивающиеся разложившиеся тела. Повешение стало развлечением. Многие приходили выпить и поесть под виселицей, искали там корень мандрагоры... В общем, пока живые вели веселую жизнь.

Вешать на Монфоконе перестали в правление Людовика XIII. В 1790 году были разобраны последние столбы. Но к повешению и ныне приговаривают более чем в 80-ти странах мира.

Еще по теме:

Гуманное изобретение врача - гильотина 

Публичная казнь - способ подрыва западного влияния в Иране 

Жестокая экзотика смертной казни 

Не потеряйте "Главную тему" в огромном информационном вале, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Одноклассниках...

Анастасия Ольгина
Популярное