Язычество на Руси: жребий выбирает жертву богам

29 января 2018 23:57
1272.jpeg
Фото: Паранормальные новости

Восточные славяне долгое время были язычниками. Они поклонялись камням, деревьям, рощам, животным и даже невидимым духам, которые и находили воплощение во всем окружающем мире. То есть, славяне верили в то, что души предков вселились в предмет и оказывают какое-либо влияние на настоящую жизнь.

Духи имели классификацию, например, в водной стихии обитали водяные и берегини, лес был страной лешего или лесовика, а на полях в высокой траве жили полевики. Что касается домов, там обитал «хозяин» - домовой.

Один из самых почитаемых богов на Руси - Перун, он управлял грозами, молниями и громом. Верили еще и в Волоса и Велеса: скот, торговля и богатство. Дажбог и Хорс -божества солнечные, Стрибог - бог ветра, вихря и вьюги. У богов тоже были семьи, например, супруга Перуна - Мокошь руководила плодородием, водой и распоряжалась женской судьбой. Было и необычное зооморфное существо - Симаргл. Он представлял собой крылатого пса, служил охранником семян и посевов.

Даже после принятия христианства Русь не могла истребить язычество, некоторые культы все же соблюдались. Один из самых ярких - жертвоприношение. Идолам приносили в жертву мясо животных, зерно, цветы, какие-то материальные ценности. Бога необходимо было задобрить, чтобы он сделал то, о чем просит народ. Но жертвоприношения в язычестве делали не только для богов, этот обряд имел место даже для домового.

Разгневать то или иное существо -опасно, так думали славяне. Жертвоприношение было процедурой индивидуальной для каждого духа. Чаще всего выбранную жертву приносили на капища, то есть в языческие храмы.

1273.jpeg
Фото: infourok.ru

Существовали жертвы двух видов: кровавые и бескровные. Те, что бескровные приносились духам предкам, женским божествам. Среди них была еда, цветы, ягоды и все такое. А вот главным богам приносили кровавые жертвы, среди таких духов были Перун и Ярило. Жертвами становились животные, птицы и люди... В случае с животными, мясо после обряда съедали, а кости использовали для гаданий.

Были и незначительные жертвы: зерно для земли, пища со стола. Существовала и так называемая строительная треба - лошади и домашние птицы. На свадьбу в жертву приносили петуха. Жертвой для здоровья был белый ягненок.

Те источники, которые говорят о человеческих жертвах в обрядах, относятся к X и более поздним векам, то есть к эпохе христианства. Доказательств же этого явления в дохристианское время нет.

Один арабский автор в начале X века новой эры описывал обряд захоронения некого богатого славянина. В рассказе писателя есть упоминание о девушке, которую принесли в жертву. А во многих других источниках можно найти упоминания о жертвоприношении вдовы усопшего.

Так, в летописи «Повесть временных лет» рассказывается о том, как Перуну принесли в жертву молодого человека-христианина, датировка указывает на 983 год. Судьбу парня определил жребий. Такие же жертвы, судя по записям, приносили богам Святовиту, Триглаву.

Еще в Повести временных лет» есть указание на жертвоприношение «сыны своя и дочери и жряху (приносили в жертву) бесом». Киевские жители приводили своих детей к изображениям богов на вершине холма.

Борьба христианства и язычества имела место на Руси, язычники однажды растерзали епископа и принесли его тело в жертву своим богам. Такой случай зафиксирован во второй половине XI века.

Об этом писал немецкий летописец. Вдобавок, согласно «Славянской хронике» Гельмольда (1167-1168 гг.): «Среди множества славянских божеств главным является Свентовит (Zuantewith), бог земли ранской (земли племени ранов, они же ободриты), так как он - самый убедительный в ответах. Рядом с ним всех остальных они как бы полубогами почитают. Поэтому в знак особого уважения они имеют обыкновение ежегодно приносить ему в жертву человека - христианина, какого укажет жребий...».

 

Мария Машина
Популярное