Почему Сибирь - родина русалок?

16 января 2018 11:51
1162.jpeg
Фото: rusalki-in-russia.ru

Сейчас в связи с общей культурой и художественными произведениями у большинства людей сложился устойчивый образ русалки как девы-рыбы. Юную русалочку Ганса Христиана Андерсена, диснеевскую Ариель, подводных девушек из популярных фильмов и шоу, всех-всех остальных тиражируемых водяных дев объединяет определенный типаж. Именно этот образ и закрепился в современных представлениях о русалках.

Русалки в мировой мифологии

Мифы, преданья и поверья разных народов о человекоподобных водных жителях иногда схожи, но часто и разительно отличаются друг от друга. Среди полулюдей-полурыб, помимо традиционной русалки, ввиду первенства Запада сейчас наиболее известна средневековая европейская Милюзина - фея кельтских легенд, которая изображалась с двумя хвостами.

А на востоке Азии популярен китайский Хэ-Бо - дядюшка реки. Он - тоже существо с человеческим лицом и рыбьим туловищем, только мужского рода, что в общем-то также не редкость в разных странах. Оно и понятно - если есть такие девы, то должны быть и мужи. Всё это по народным поверьям должно присутствовать даже у нечистой силы.

Через славянскую мифологию поверья о водных девах проходят красной нитью. Эти существа - неотъемлемая часть потустороннего. В основном русалки похожи у всех славян, но порой не только каждый народ дает им свои отличные черты и характеристики, бывает, что кардинально разнятся водные жители соседних регионов.

Сибирские представления отличаются вариативностью и пестротой, еще и потому что есть, например западно-славянские сирены, поволжские полудевушки-полурыбы и так далее, и тому подобное. Представители различных этнических групп, переселяясь в Сибирь, приносили с собой верования, характерные для тех мест, где жили их предки, а это не только Европейская Россия, Малороссия и Белоруссия, но и другие славянские страны.

Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН Ольга Голубкова считает представления о русалках, навеянные массовой культурой, которые вошли в народное сознание и стали восприниматься как элемент традиционной культуры, вторичной сакрализацией образа». Она соотносит внешность хвостатых дев-рыб с русалками-фараонками из псевдо-библейской легенды о потонувшем фараоновом войске из русского фольклора.

Когда Моисей вел евреев из египетского рабства по морскому дну, их преследовал царь Фараон со своим войском. Эта часть повествования совпадает с Библией, только Фараон является уже не титулом, именем собственным, а в некоторых версиях - он был еще и с дочерьми. Красное море расступилось перед беглецами-иудеями, но сомкнулось над преследователями...

И вот здесь народная фантазия тоже хлынула мощным потоком, и утонувшие превратились в полулюдей-полурыб. На Русском Севере еще сохранилось немало оконных наличников XVIII-XIX веков с изображением русалок-фараонок, которых еще называют берегинями.

Именно так звали и древних славянских богинь, даровавших плодородие земли, оберегающих род. Таким образом в народе переплелись и видоизменились языческие представления с около-библейскими сюжетами. Есть как женский, так и мужской образы фараонок, в том числе и на наличниках.

1188.jpeg
Фото: highwallpaper.com

Но визуализированные водные жители обычно предстают милыми, что совсем не удивительно. Ведь сделано это именно для украшения, красоты. А вот в устном народном творчестве и представлении людей - совсем наоборот: «Русалки - это нечистая сила... грязные, косматые. Зубы у них острые, так и клацают. Глаза, как угли, горят, что страшно. Раньше детей русалками пугали, чтобы на речку не шли...»

Несмотря на то, что традиционно образ русалки у славян - женского пола, исследователи сталкиваются также, например, и с рассказами о превращении в русалок, или точнее - русалов, мужчин-утопленников. В некоторых местах существуют представления по которым мужчина, утонувший в русальную (перед Троицей) неделю, становится русалкой. Но обычно какой-то внятной информации о том, как выглядит такая русалка, какой пол приобретает, нет.

Представление о русалках в нашей стране также непосредственно связано с «заложными покойниками». Так называли людей, умерших преждевременно или неестественной смертью. Неприкаянные души, погибших раньше срока, скитаются по земле или под водой, пока не настанет их время. Славяне верили, что эти души-духи могут стать и нечистой силой.

Особенно опасными злыднями считали умерших некрещеными младенцев. Такие дети могли превратиться в самых настоящих демонов, не просто русалок-русалов, а даже в кикимор, упырей и им подобных.

Но восточно-славянские представления о русалках обычно не имеют даже четкого определения, к какой стихии - водной или земной - они относятся. Из воды нежить запросто может выходить в поле и лес и вовсю резвиться уже там. Древние славяне считали, что они, бегая по полям и лугам, благотворно влияют на рост, сочность и цветение трав, последующее колошение злаков и, стало быть, будущий урожай.

Их часто представляли и лесными духами, сидящими на ветвях деревьев, главным образом - берез и дубов, как у Пушкина. Так действительно ли русалки - всего лишь плоды народного воображения и литературные персонажи или подо всём этим есть реальная основа?.. А если есть, это - исключительные случаи или норма? И это - нормальное природное явление, аномальное или вообще потустороннее?...

Анастасия Ольгина
Популярное