Путин: олигархам в Госдуму вход воспрещён

01 октября 2007 20:15
Путин: олигархам в Госдуму вход воспрещён
Путин: олигархам в Госдуму вход воспрещён

Новый состав Государственной думы РФ откроет новую веху в истории российского парламентаризма. По всей видимости, государство взялось навести порядок в законодательных и представительных органах власти, провозгласив принцип "богу богово, а кесарю - кесарево".

1 октября президент России Владимир Путин "взорвал" информационное пространство. Он не только приехал на съезд политической партии "Единая Россия", но и выразил желание возглавить список "единороссов" на выборах в парламент. "Я согласен возглавить список "Единой России", - заявил президент, выступая перед делегатами VIII Съезда партии "Единая Россия", отметив, что "мы не можем потерять исторический шанс на стабильное развитие. Поэтому перед "Единой Россией" - партией, взявшей на себя ответственность за проводимый курс, может быть только одна задача – победить на выборах в Госдуму 2 декабря, и победить в честной борьбе", заявил глава российского государства.

Безусловно, что во главе с Путиным "Единая Россия" не испытает никаких проблем с получением абсолютного большинства в новой Думе. Но главное даже не в этом. Не исключено, что по итогам декабрьских выборов в российский парламент пройдут только две партии - ""Единая Россия" и, имеющая некоторое преимущество над оппонентами, КПРФ. "Справедливая Россия", до последнего момента претендующая на роль "третьей ноги", похоже, лишается шансов. Вряд ли избирателю захочется голосовать за партию, являющуюся всего лишь бесплатным приложением к "Единой России". По мнению экспертов, чтобы заполучить абсолютно лояльный парламент, Путину следовало бы возглавить список "СР", но, видимо, у главы государства нашлись причины, чтобы не делать этого.

Но есть и ещё один важный момент, на который мало кто обратил внимание. Выступая на предвыборном съезде "Единой России", Владимир Путин заявил, что в состав партийных списков не следует включать представителей крупного бизнеса. "Власть и деньги должны существовать раздельно, это касается и партийных списков, то есть тех людей, которые под знаменем партии могут избираться депутатами Госдумы", - заявил Путин. По мнению президента, представители крупного бизнеса, конечно, могут "внести свой вклад в работу партии", однако выразил сомнение в целесообразности их личного присутствия в Думе. "

Иначе говоря, президент дал понять крупному бизнесу, что Госдума не будет местом для решениях их личных финансовых проблем. История с главой ЮКОСа Михаилом Ходорковским показала, что государство не намерена мириться с претензиями бизнесменов на получение контроля над государственными органами власти. Сейчас же, похоже, власть намерена поставить барьер и на пути тех, кто планирует получить депутатский мандат в качестве своеобразной охранительной грамоты в борьбе с конкурентами.

Путин напомнил о планах государства инвестировать в инфраструктуру миллиарды долларов на условиях "государственно-частного партнерства". "Предприниматели уже могут опереться на созданные нами институты развития... Средства в стране есть", - сказал президент. Иначе говоря, власть выстраивает официальный институт лоббистов. Как, например, это сделали в США, где институт профессиональных лоббистов, в том числе и представляющих интересы других государств, сложился ещё в конце тридцатых годов прошлого столетия. Услугами вашингтонских лоббистов, кстати, в свое время пользовались и россияне. Одна из ведущих лоббистских фирм США Sagamore Associates (ныне B & D Sagamore) оказывала услуги РАО "ЕЭС России", а другой известный лоббист Джон Галлахер помогал Курчатовскому институту.

Безусловно, что эту модель тоже нельзя считать идеальной и американские сенаторы периодически вводят ограничения на деятельность лоббистов при Конгрессе. Но всё же, она в данный конкретный момент представляется лучше, чем сложившаяся практика продажи мест в партийных списках и, как следствие, полная недееспосбность Государственной думы.

"Я, наверное, не ошибусь, если скажу, что, представляя себе лоббиста, вы видите малопривлекательного субъекта, который о чем-то уговаривает чиновника или конгрессмена, предлагая ему деньги, наливая бурбон или подкладывая к нему в постель хорошеньких стриптизерш, - говорит сотрудник одной из крупнейших в США лоббистских организаций. - Возможно, так было лет двести назад, но сейчас эти старинные средства убеждения совершенно недейственны".

Современные лоббисты не берут и не дают взяток. Во-первых, это просто бессмысленно. Во-вторых, совершенно не нужно. "Сейчас денег не просят, - цитировали в свое время газеты известного американского лоббиста, представителя администрации Никсона в конгрессе Тома Корологоса. - Теперь говорят: 'Покажите мне десять тысяч писем из моего округа, и я проголосую так, как надо", пишет "Коммерсант". Вместе с тем, нельзя не отметить и тот факт, что профессиональные лоббисты действуют в первую очередь исходя из здравого смысла. Еще один пример из американской жизни приводит газета "Коммерсант" - борьба табачных компаний с противниками табакокурения. Средства, которые производители табака бросили на лоббирование права рекламировать свою продукцию и торговать ею, поражают воображение. Были заказаны сотни исследований, которые (говорят, вполне аргументированно) показывали, что медицина пока еще не пришла к однозначному ответу о вреде табака и последствиях курения. Были созданы сотни гражданских организаций защитников курильщиков. На стороне табачников выступила рекламная индустрия. Конгрессменам и властям были предоставлены убедительнейшие расчеты, которые показывали, что ограничения нанесут удар по экономике страны. Тем не менее их усилия не принесли желаемого результата. Ограничения на продажу и рекламу табака были приняты. "Война с табаком показывает главную черту современного легального лоббизма. Он эффективен только в том случае, когда основывается на здравом смысле. Не надо относиться к нам как к волшебникам. Мы не можем белое сделать черным, - говорит один из сотрудников германской компании, занимающейся профессиональным лоббизмом. - В действительности наша задача довольно проста. Мы должны сделать так, чтобы мнение нашего клиента было доведено до тех, кто принимает решение, и рассмотрено ими".

Не потеряйте "Главную тему" в огромном информационном вале, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Одноклассниках...

Admin
Популярное